Наш гость бывший начальник службы информации и общественных связей 11 армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, а ныне учитель истории, обществознания, экономики и права в хабаровской школе № 68 подполковник запаса Сергей Алексеевич Роща. На этот раз поговорим о призыве на военную службу.

С.С.: Сергей Алексеевич здравствуйте, поздравляю с победой возглавляемой вами школьной шахматной команды в Кубке Гагарина! Есть ли связь в развитии школьных шахмат и призывом в армию?

С.А.: Конечно есть! Таким образом, проверяется интеллект подрастающего поколения и формируется школьный менталитет их будущего движения по жизни. В школе веду шахматный клуб «Дебют слона», в среду, пятницу и субботу, бесплатно и только для детей школы. Играем в турнирах. Всего записано 52 человека, но средняя посещаемость одного занятия 19 человек от 1 по 9 классы. Да, что касается призыва, то наша школьная команда на днях заняла первое место в Южном округе в военно-патриотической игре «Патриот».

С.С.: Для школы это уже показатель в работе по воспитанию подрастающего поколения. Так в чём же особенность современного «школьного продукта» для нашей армии?

С.А.: «Школьный продукт» это выпускники школы? Я правильно понял? Тогда здесь надо провести небольшой структурный анализ, и разделим понятие «выпускник школы» на два направления будущей деятельности. С одной стороны будут абитуриенты, а с другой – призывники. Определим, чем отличаются абитуриенты от призывников. Каждый, кто находится в социальной роли абитуриента, мечтает об одном, чтобы рядом оказалось как можно больше скажем образно дебилов. Что касается тех, кому достаётся роль призывника, будущего защитника Отечества, вот они, наоборот, мечтают о том, чтобы таких дебилов оказалось как можно меньше, иначе в ходе военной службы по призыву последствия могут быть плачевными. И подтверждением тому факты негативной направленности, которые попадают в средства массовой информации, что нежелательно для общества в целом.

С.С.: Вы указываете на трагический случай в Приамурье? Если можно, дайте свой личный комментарий на деятельность средств массовой информации по таким фактам негативной направленности?

С.А.: Со своей стороны выражаю соболезнования семье, родным и близким погибшего офицера. А что касается деятельности средств массовой информации, то об этом факте надо было молчать. Давайте для начала заложим фундамент современной информационной работы по военным вопросам, и разделим на «до» и «после». Изначально надо сказать, что для России в современной информационной деятельности не должно быть разделения на идеологии политические и религиозные, идеология должна быть одна – сохранение территориальной целостности государства и тех природных запасов, что есть у России. Следующий шаг будет заключаться в том, что о современных Вооруженных Силах Российской Федерации необходимо рассказывать как можно меньше, именно в интересах государственной целостности. Рассмотрим «до»: тогда в 2004 году информационные структуры в армии создавались для того, чтобы приукрасить положение дел в армии, не дать общественному мнению окончательно добить армию. Но сегодня, так сказать «после» — при положительном решении всех жилищных и социальных вопросов для военнослужащих необходимость в приукрашивании отпала. На вооружение поступает новая техника, и эмоциональный просмотр сменяется профессиональным критическим взглядом с далеко идущими последствиями. Например, когда идёт показ о спецподразделениях особой значимости и показывают приземление парашютиста на бок, со всеми нарушениями правил приземления, впору задать профессиональный вопрос. Военным пресс-службам надо знать одно: среди корреспондентов, операторов и фотографов средств массовой информации очень мало тех, кто прошёл военную службу солдатом или офицером, они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, им надо постоянно подсказывать. И ещё, весь процесс создания информационной новости у гражданских лиц изначально направлен на негатив, это уже так сказать «в крови», потому что из положительного сюжета намного сложнее сделать яркую и привлекающую новость. Таков современный менталитет наших граждан.

С.С.: А что касается Приамурья и гибели офицера?

С.А.: А что касается Приамурья и гибели офицера, то здесь разделим на три части: эмоциональность, рассудительность и воспринимаемость. Итак, по телевидению идёт сообщение о случившемся, упор делается на героический поступок офицера, рассказывается о его жизни, как итог гибель при исполнении воинского долга. Решающее значение здесь придаётся всегда представителю той стороны, где произошло чрезвычайное событие, носящее статус общественной значимости. Руководитель пресс-службы сказал своё слово чётко, сухо и удобное для военного руководства, но никак не для профессионалов военного дела и родителей будущих солдат. Интервью должно быть сказано так, чтобы все вопросы отпали сразу. Как итог, эмоциональный репортаж о героизме майора русской армии не получил того финала, какого ждали все. Зачем в интервью для средств массовой информации говорить о том, что офицер был командиром батальона? Чтобы услышать аплодисменты всех разведок мира? На этом эмоции заканчиваются и переходим к профессиональной оценке информационной новости, на очереди рассудительность.

С.С.: Интересно. Так в чём суть?

С.А.: Когда в репортаже говорим офицер, майор, то для восприятия это эмоции, и они положительные, наполнены гордостью за нашу армию, а значит, славные боевые традиции живут в современном поколении офицеров. Но когда появляется слово комбат, эмоции заканчиваются, и появляется противоположный вектор направленности течения мысли. Здесь уже идёт речь о командире и подчинённых. То, что случилось, говорит о том, что командир не научил солдата тому, что необходимо делать на войне, а как итог, комбат получил то, что заслужил. Мнение жестокое, но это профессиональная, правда, для командира воинской части, где комбатом погибший офицер. Одним словом, касательно средств массовой информации, хотели как лучше, а получилось как всегда. Вот поэтому военным, кто работал со средствами массовой информации, никоим образом нельзя было говорить о том, что погибший офицер командир батальона.

С.С.: Как итог, бардак в армии, я правильно читаю ваши мысли?

С.А.: Я такое не говорил, и даже не думал. Выводы будет делать военная прокуратура, суд и так далее. ФСБ…

С.С.: Тогда в чём суть воспринимаемости?

С.А.: А вот это самое опасное! Воспринимаемость напрямую касается тех, кому предстоит идти в армию…

С.С.: И они будут мечтать, чтобы среди них оказалось как можно меньше дебилов?

С.А.: Знаете, Станислав, здесь не до смеха. Этот случай с гранатой будет похлеще банана, брошенного в Роберто Карлоса футбольным фанатом. На кону морально-психологическое состояние, как будущих призывников, так и их родителей. Сам факт происшедшего взбудоражил общественное мнение, и ещё найдутся те, кто этим событием будет укорять руководство Министерства обороны. А это будет попахивать расшатыванием государственных устоев Российской Федерации со стороны недоброжелателей дальнейшего развития и совершенствования Вооружённых Сил. Проблема ещё в том, что это случилось накануне призывной кампании «Весна-2012». О чём думают родители призывников этой весны? Догадаться не трудно, конечно же, о том, что над солдатом издевались, и он бросил гранату не туда куда надо. Но это уже не важно. Военной пресс-службе надо было сразу разрешать эту проблему, при этом думая и о родителях будущих призывников, и о предстоящем призыве, чтобы у людей не было страха за своих детей. Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

С.С.: В своё время вас называли «королём белого пиара» о Вооруженных Силах. Неужели в современных условиях необходимо как можно меньше говорить о нашей армии в средствах массовой информации?

С.А.: Говорить нужно, может даже и больше, но только о том, что нельзя снять на телекамеру и фотоаппарат. Говорить надо патриотично, писать надо грамотно, чтобы не было зацепок к словам, а что касается видеосъемок, то здесь вопрос надолго останется открытым. Никто не хочет стать шпионом в пользу иностранных государств. Настал час, когда всё информационное обеспечение необходимо отдать в руки службы защиты государственной тайны. А что касается «короля белого пиара», одно могу сказать, что больше чем я, положительных репортажей о Вооруженных Силах Российской Федерации уже не сделает никто.

Интервью записал Станислав Сачук 3 апреля 2012 года. NewsKhab.ru .

Фото Сергея Рощи.

Эта запись была опубликована 03.04.2012в 18:42. В рубриках: Армия.


Другие новости