Наш гость учитель истории, обществознания, экономики и права хабаровской школы № 68 подполковник запаса Сергей Алексеевич Роща. В преддверии Светлого Христова Воскресения, Пасхи разговор пойдёт о вере и религии.

С.С.: Сергей Алексеевич здравствуйте! С Днём космонавтики! Вы человек верующий?

С.А.: Здравствуйте Станислав! Такой вопрос задавать немножко некорректно, потому что верить или не верить, касаемо религии это личное дело каждого человека. А посему давайте определим фундамент наших дальнейших размышлений. И начнём с того, что пока человечество не определит своё происхождение на планете Земля, будет существовать множество вер, то есть теорий на этот счёт, в том числе и религиозная. Кстати, в переводе с латинского языка религия означает связывать, воссоединять. Ещё, этот прекрасный латинский язык нам подарило племя латинов, родоначальники будущей Римской империи, они жили там, где сейчас находится столица Италии Рим. Так вот, наука о Боге теология нам рассказывает, как был создан наш мир. Есть и другие теории – космические, физиологические, мифологические, атеистические, научные,  продолжать можно долго, и возникает вопрос разветвлённой веры. Вывод напрашивается о том, что вера и религия это не одно и то же. Вера это внутреннее выражение состояния человека, точнее будет индивида на основе имеющихся в его мозгу знаний, так сказать мир сущего, конкретные действия человека. А религия, мир должного, как должно быть – внешняя обстановка, создаваемая вокруг человека для привлечения именно к божественной теории происхождения человека, где через проведение обрядов как бы устанавливается связь с Богом. Как итог, следует сказать вот о чём: изучать все теории необходимо, этого никто не запрещает, но и отрицать явно какую-либо из них, в том числе и религиозную, лично я бы не рекомендовал. Верить или не верить не так страшно, как отрицать. Это что-то вроде народной поговорки «от сумы и от тюрьмы не зарекайся».

С.С.: Здесь ясно, провели разделительную линию, думаю, что понятную нашим читателям. А следующий фундаментальный шаг будет?

С.А.: Да, и скажем вот о чём. Есть три мировые религии, так сказать симметрия по происхождению: буддизм – христианство – ислам. Для России, в том числе и для Дальнего Востока каждая определяет влияние на общественное мнение и занимает свою нишу, но явное преимущество за православной верой, одного из направлений христианства. Сравнивать мировые религии между собой недопустимо, это при определённых условиях может обидеть прихожан.

С.С.: Вы как православный человек, посещаете соборы, храмы?

С.А.: Да, посещаю с определённой целью, и в основном Спасо-Преображенский кафедральный собор на площади Славы. Для учителя предмета обществознания это полезно. Так вот, я продолжу, ваш вопрос чуть было не сбил меня с мысли. Лично мне всегда нравится слушать, как митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий ведёт церковную службу. В этом плане отличие от предыдущего Владыки Марка значительное, и в лучшую сторону, отец Игнатий умеет держать уши прихожан, куда он вкладывает много полезной духовной информации. Но не всегда. Например, 8 апреля 2012 года, был православный праздник Вход Господень в Иерусалим, известный как Вербное воскресенье, прекрасные слова, свежие мысли, поучительные примеры, но до определённого момента. Как только митрополит Игнатий завёл речь об алкоголизме в России и при этом начал сравнивать, что в странах, где ислам и буддизм алкоголизма почти нет, честно говоря, стало обидно за православную веру с её традициями и обычаями, и тем историческим значением, какое православие сыграло для победного русского оружия. Спрашивается, зачем сравнивать? Потом пришла очередь «нашего южного соседа», понятное дело, речь шла о Китае. Да, статистика говорит о том, что в Китае нет алкоголизма, но там атеизм! Под атеистическим государственным колпаком коммунистического режима находятся все церкви и триста миллионов человек, каждый пятый китаец. А это означает, что нет свободной религиозной веры, как почти нет и православия, извините, не в почёте. Из христиан только протестанты и католики. В моих размышлениях нет осуждения слов митрополита, но для прихожан в скором времени ларчик откроется и они увидят обычную светскую пропаганду и агитацию из недавнего социалистического прошлого. Я ещё раз напоминаю, что вера это личное общение, без оркестра, в тишине со своими мыслями и надеждами на достойную жизнь. Как только православная пропаганда наберёт мощные обороты, используя опыт работы с людьми из советского ещё незабытого прошлого, будет потеряно главное – вера в православие.

С.С.: Давайте поговорим о современных священниках в армии. Какой будет комментарий?

С.А.: Для того, чтобы расставить все точки над «и», вспомним историю. И начнём с 988 года, когда было введено православие в Киевской Руси. Всё было сосредоточено, власть и церковь в одних руках, княжеских. Были победы Невская 1240 года, на Чудском озере в 1242 году и поле Куликовом в 1380 году. Строились соборы и храмы. И вот в 1589 году Борис Годунов вводит на территории Московского царства патриаршество. Ведь не зря же в Троице-Сергиевой лавре есть усыпальница семьи Годуновых. Теперь независимыми параллельными курсами вверх устремились две власти – царская и патриаршая. Но недолго, в 1721 году решение государя Петра I было неоспоримым, и для управления церковью был создан Святейший Синод. Русская Православная Церковь до ноября 1917 года оказалась полностью подчинена государству, став своего рода духовным ведомством, по нашим меркам министерством. Тогда, в эпоху династии Романовых священники имели полное право быть и в армии, и в школах, и везде. Это было главное воспитательное учреждение, в основе которого православная вера. Достаточно вспомнить Гимн России того периода. Что касается современной России, с 1917 года восстановлено патриаршество, и откроем статью 14 Конституции Российской Федерации: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Первое, что хочется сказать – на территории воинских частей не должно быть никаких церквей и молельных комнат для военнослужащих. За забором воинской части Основной закон государства не запрещает строить церкви и молельные комнаты любой религии не только мировой, но и национальных религий: иудаизм и индуизм. И водить в обязательном порядке строем всех солдат в дом Господний, что в переводе означает церковь, не надо. Особенностью современной России является то, что вверх теперь устремляются три параллельные линии со стрелками: в центре государственная власть, справа религиозная и слева атеистическая. Армия это государственное учреждение, и насаждать религию среди военнослужащих нет никакого смысла. Мы должны понять, что армия это не воспитательное учреждение, там учат убивать людей для защиты государственной целостности территории от врага. Туда должны приходить подготовленные молодые люди. А религия учит «не убий», за жизнь и против смерти, вспомните десять заповедей. Сравнивать с царской армией нет смысла, тогда религия, а точнее, православная вера была обычным государственным учреждением, это были чиновники, которые со своими духовными делами лезли везде. И не смогли дать достойный идеологический отпор Великой Октябрьской социалистической революции во главе с Лениным и Троцким, и как ни странно, свершившейся на американские, а не германские деньги.

С.С.: А как же школы?

С.А.: А так же, как и армия. Школа государственное учреждение, и там нет законодательного основания, вводить религиозные предметы, тем более на школьной территории оборудовать молельные комнаты и строить церкви. Есть общее понятие мораль, мир должного, как должно быть, и есть нравственность – мир сущего, выраженного в конкретных действиях отдельного человека. На уроках ученику школы надо правильно дать основы морали и нравственности, ведь это разные понятия, как вера и религия. И только получив основы духовной жизни, человек сам выбирает, во что верить. Здесь ссылки на наркоманию, алкоголизм и другие вредные привычки современной молодёжи не уместны – это государственные проблемы в первую очередь медицинского и правового характера, а не духовного. Все негативные проблемы растут из семьи, из того окружения, где большую часть суточного времени находится ученик, а не из школы. В школе ученик находится на уроках, учиться это его обязанность перед государством. Не кто иной, а государство гарантирует ему бесплатное право на образование. Если церковь будет вмешиваться в государственные дела через общественное мнение, то пройдёт время, и она потеряет своих прихожан.

С.С.: И где же выход?

С.А.: Всё дело в необразованности людей, творящих добро. Я не имею в виду Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, Премьер-министра Владимира Путина и других. Проблемы, которые есть у современной России, носят временный характер. Пройдут годы, государственные люди станут умнее, и, в конце концов, все поймут, что Русская Православная Церковь своим уставом не зря стучалась в государственные дома.

12 апреля 2012 года.

Интервью записал Станислав Сачук, «Хабаровские новости» — NewsKhab.ru. 

Фото Сергея Рощи

 

Эта запись была опубликована 13.04.2012в 02:47. В рубриках: Общество.


Другие новости