В октябре 2013 года состоялась встреча Владимира Путина и Дмитрия Медведева с активом партии «Единая Россия». По традиции президенту задавали много вопросов из разных отраслей общественной жизни, и неудивительно, что прозвучали вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Лицензирование и саморегулирование – абсолютно два разных механизма регулирования деятельности управляющих организаций, которые имеют одну цель – повысить ответственность управляющих организаций за качество оказываемых ими услуг. За каким механизмом будущее — покажет время…

На сегодняшний день система ЖКХ уже исчерпала все свои возможности – ей нужны изменения, перемены, новые рычаги, которые запустят всю сложную систему в слаженную и бесперебойную работу. Один из таких рычагов – саморегулирование. Достаточно гибкий и эффективный механизм саморегулирования уже не нововведение для управляющих организаций: уже более пяти лет саморегулируемые организации управляющих недвижимостью создаются на добровольной основе и пытаются самостоятельно регулировать свой рынок. Не под сомнением и тот факт, что самостоятельная (одиночная) управляющая организация не в состоянии вырабатывать для себя универсальные стандарты деятельности и квалифицированные требования к своим сотрудникам, именно поэтому уже сформирована практика регистрации саморегулируемых организаций и их объединение в партнёрство.

Так, со вступлением в силу федерального закона от 01 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» на отечественном рынке ЖКХ, как и во многих других отраслях, появились саморегулируемые организации. И развитие отечественного жилищно-коммунального комплекса вышло на новый, более высокий, цивилизованный уровень.

Главная цель работы Партнерства и его членов – сделать рынок оказания жилищных и коммунальных услуг (ЖКУ) максимально открытым и честным для потребителя этих услуг. Членство управляющих многоквартирными домами в саморегулируемой организации как дополнительная гарантия того, что он будет получать ЖКУ надлежащего качества, а управляющая организация будет четко исполнять все пункты договора управления многоквартирным домом и нести ответственность за свои действия/бездействие в полной мере. Другими словами, саморегулируемая организация наряду с государственными контрольно-надзорными органами служит эффективным рычагом влияния на жилищно-коммунальные предприятия – своих членов, воспользоваться которым по закону имеет право любой из собственников помещений.

Применяемые в СРО механизмы дополнительной имущественной ответственности ее членов перед потребителями услуг и третьими лицами (к ним относится в первую очередь создание компенсационного фонда и система страхования имущественной ответственности) обеспечивают рост ответственности управляющих организаций перед собственниками помещений, — отмечает генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп» Борис Гладких. — Поскольку имущественная ответственность предприятий, входящих в состав СРО, является консолидированной, распространяющейся на всех членов Партнерства в равной степени, данный факт свидетельствует о том, что сами управляющие организации заинтересованы в добросовестности и благонадежности своих коллег и партнеров, главная задача которых оказание качественных услуг ЖКХ, а не сиюминутное извлечение прибыли. Саморегулирование в сфере управления недвижимостью — серьезная защита российского рынка оказания жилищных и коммунальных услуг от его неблагонадежных представителей.

Весной 2013 года впервые был предложен альтернативный вариант саморегулированию – лицензирование. В соответствии с представленным проектом, осуществлять деятельность по лицензированию будут органы государственного жилищного надзора субъектов РФ, а отозвать лицензию можно будет только в судебном порядке. Однако сами сторонники законопроекта о введении лицензирования для управляющих организаций признают, что механизм лицензирования вызывает много вопросов и его минусы известны.

Мнение экспертов по вопросу лицензирования до сегодняшнего дня так и остается неоднозначным. Экспертное мнение главного специалиста по юридическим вопросам обособленного подразделения «ЖКХ-Групп» Марины Зубакиной:

Безусловно, деятельность в сфере управления многоквартирными домами нуждается в регулировании, а прежде всего в создании таких условий работы в отрасли, при которых управляющим организациям было бы выгодно работать добросовестно. В случае введения лицензирования стимул к ведению добросовестной деятельности будет иметь формальный характер: лишить лицензии можно будет только в судебном порядке, а это процесс длительный по временным рамкам.

К тому же лицензирующий орган не несет никаких обязательств за действия лиц, которым были выданы лицензии, — отмечает Марина Зубакина. — Достаточно вспомнить строительную отрасль – тысячи лицензий выдавались «фирмам – однодневкам», за деятельность которых никто не нес никакой ответственности. Возлагать ответственность за деятельность управляющих организаций на государственные органы по лицензированию, безусловно, нецелесообразно.

Деятельность по управлению многоквартирными домами должна подвергаться постоянному, и, что не маловажно, эффективному контролю. К сожалению, в рамках системы лицензирования, скорее всего, носящего формальный характер, эффективный контроль попросту невозможен: получил лицензию, а дальше занимайся, чем хочешь. Формы государственного и муниципального контроля действуют и сейчас, и на деле показывают свою неэффективность. Страдает в конечном итоге потребитель.

Отрасль по управлению многоквартирными домами очень специфическая и социально значимая. Законопроект о лицензировании не учитывает субъектного состава участников правоотношений по управлению многоквартирными домами. В частности остался неразрешенным вопрос о регулировании деятельности ТСЖ и ЖСК (др. кооперативов).

Немаловажной является и уже озвученная проблема создания благоприятной почвы для развития коррупции, в случае введения лицензирования отрасли управления многоквартирными домами. Одной из причин отказа от лицензирования строительной отрасли являлся как раз высокий уровень коррупции в сфере лицензирования строительных организаций. Введение лицензирования управляющих организаций – это гораздо более благодатная почва для развития коррупции и различного рода манипуляций.

Кроме всего перечисленного, государственное лицензирование – это дополнительная нагрузка на бюджеты, как субъектов, так и на федеральный бюджет».

На сегодняшний день остается актуальным вопрос определения способа грамотного воздействия на управляющие организации и товарищества собственников жилья. Какой путь будет выбран государственным аппаратом пока неизвестно, в любом случае работа механизмов саморегулирования неизбежна даже после введения лицензирования, что подчеркнул Дмитрий Медведев на встрече 03 октября 2013 года. В планах Правительства РФ после лицензии —  перейти к саморегулированию.

 

Об этом NewsKhab.ru сообщили в пресс-службе СРО НП «ЖКХ-Групп».

Эта запись была опубликована 14.10.2013в 14:47. В рубриках: Общество.


Другие новости