Когда губернатор Вячеслав Шпорт подписал распоряжение об учреждении министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, многие задались вопросом: зачем? Оказалось, того требует краевая Инвестиционная стратегия, рассчитанная до 2020 года.

О том, на каких принципах будет строиться работа нового ведомства, мы беседуем с министром инвестиционной и земельно-имущественной политики края Юрием Чайкой.

— Юрий Афанасьевич, расскажите подробнее о структуре нового министерства. Какова цель его создания?

—  Цель создания министерства – координация всех инвестиционных процессов в крае. Усиление работы по привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры и включению инвестиционных проектов в действующие федеральные целевые и государственные программы.

В Министерстве четыре структурных блока. Инвестиционно-инновационный блок – преемник комитета по инвестициям и инновационному развитию – состоит из управлений по инновационному развитию, по работе с инвестиционными проектами, подготовке инвестиционных площадок и комплексным проектам. Это ТОСЭРы, портовая особая экономическая зона, Большой Уссурийский остров.

Огромная работа ведется с инвесторами всех площадок и территорий. Для нас важны все инвесторы – предприниматели, готовые вкладывать свои средства в территорию края.

Не менее важна работа с инновационным бизнесом. Впервые в крае, по нашей инициативе, в Комсомольске-на-Амуре прошла питч-сессия (по- русски говоря, представление) инновационных стартап-проектов для представителей фонда «Сколково». Это шаг к масштабному сотрудничеству Хабаровского края с фондом.

Мероприятие проводилось с целью презентации серьёзного инновационного потенциала, которым обладает город Юности, и в частности, технический университет и действующий при КнАГТУ технопарк. Уверен, что «Сколково» поможет ребятам зарабатывать деньги.

Кстати, мероприятие прошло в рамках выездного заседания общественного совета при комитете по инвестициям и инновационному развитию Хабаровского края. Участники получили уникальную информацию, побывали на градообразующих предприятиях Комсомольска-на-Амуре, многие — впервые.

Второй министерский блок направлен на корпоративное и антикризисное управление краевыми предприятиями, работа которых не всегда эффективна. Направление новое, тяжёлое, но важное. Мы хотим поднять корпоративное управление на совершенно другой уровень за счёт внедрения новых стандартов управления.

— Каких, например?

— Известно, что уровень технологий, состояние организации производства, организация управления предприятием – это те «киты», на которых базируется работа любого предприятия. И влияние этих внутренних факторов зачастую сильнее всех предпринимаемых извне мероприятий, к примеру, инвестиций, заказов.

— Ваше министерство целиком поглотило бывшее министерство имущественных отношений?

— И ещё «приобрело» специалистов из министерства сельского хозяйства. Фактически в новом министерстве сконцентрированы земельно-имущественные полномочия. Большой блок отвечает за все краевое имущество и землю, в том числе, не связанные с инвестиционной деятельностью. Достаточно сказать, что только при передаче на субъект полномочий муниципалитетов по оказанию медицинской помощи на баланс края перешел огромный имущественный комплекс районных, участковых больниц с оборудованием, землями и т.п.

Однако основным направлением работы министерства должна стать земля для инвесторов. В нашем ведении будут все краевые земли, включая сельскохозяйственные угодья. И главная задача заключена в том, чтобы решать земельные вопросы в понятном и прозрачном формате.

Для этого создается геоинформационный портал, который поможет нашим потенциальным инвесторам определиться с выбором площадки. Портал предполагается сделать мульти язычным. Не только на русском и английском языках, но и в перспективе на китайском, корейском и японском.

Уже запущена пилотная версия интерактивной карты инвестиционных площадок на сайте Агентства инвестиций и развития Хабаровского края: www.khabkrai-invest.ru

В тестовом режиме работает универсальная земельная карта www.map.khv.gov.ru

— Первого марта вступили в силу изменения в 171-й федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Что это дает?

— Изменения, прямо скажем, революционные. Многое упрощается, много даётся прав регионам для предоставления земли инвесторам. Это огромный плюс к нашей работе. Рассчитываем на значительное сокращение сроков предоставления земли для инвесторов. Но вопрос не простой, тем более в Хабаровске, где, помимо земли, необходима соответствующая инфраструктура.

Мы не должны концентрироваться только на земле в Хабаровске — край большой. Например, в Комсомольске-на-Амуре под строительство бизнес-инкубатора землю получили месяца за два. Так что надо разделять земли на «где хочу» (тут долго – Авт.) и «где готово» (тут быстро — Авт.).

И четвёртый, не менее важный блок в министерстве, это аналитическая работа, результатом которой должна стать синергия (суммирующий эффект – Авт.) от соединения первых трёх блоков. Работаем на результат. Уже при формировании ТОСЭР мы увидели, насколько важно сосредоточить в одних руках землю, имущество и инвесторов.

— Юрий Афанасьевич, не дублирует ли работу вашего министерства Агентство инвестиций и развития Хабаровского края?

— Это совершенно самостоятельная не коммерческая организация, субсидируемая краем. Агентство является частью единой системы по работе с инвесторами в режиме «одного окна». У него нет тех прав, которые есть у министерства. Мы выделяем землю под проекты, координируем деятельность правительственных структур. Иными словами, сопровождаем инвестиционный проект.

Агентство занимается приёмом всех заявок, в том числе, и от нас. Упаковывает проекты по стандартным критериям – объёмы, сроки и так далее. Оказывает широкий спектр консультационных услуг. У нас ещё много инвестиционных инициатив, которые в дальнейшем требуется превратить в рабочие проекты.

— Как вписывается в краевую стратегию Дальневосточное агентство содействия инновациям?

— АНО ДАСИ создано в 2006 году. И надо сказать, за последние два года оно сильно выросло и перешло к реальным действиям. Назову лишь две программы «Старт» и «Умник» по привлечению федеральных средств для малых и средних предприятий, работающих в научно-технической сфере.

Они привлекли федеральные средства на развитие кластера авиа- и судостроения Хабаровского края. Третий год работает центр инжиниринга в Комсомольске-на-Амуре. Тоже их достижение. На базе этого агентства и будет создан консультационный центр фонда «Сколково». Их сайт www.dasi27.ru  В принципе, у каждого подразделения есть свои информационные порталы.

— Над какими проектами сегодня работает министерство?

— Пока нет ни одного проекта, который мы подняли бы с нуля. Но комитет по инвестициям успел подготовить «под ключ» заявки от резидентов под ТОСЭРы. Это более двадцати новых инвестиционных проектов.

Изначально это были три площадки: в Совгавани, Комсомольске и в Хабаровске – в районе села Ракитное. Если бы мы не успели с их подготовкой, то не было бы сейчас и ТОСЭРов. Работали достаточно напряженно. Сейчас идёт согласование технических условий на магистральные сети.  Ждём, когда для ТОСЭРов утвердят границы. Будем продолжать работу с резидентами. Так что «за кадром» идёт очень большая работа.

— Кто из инвесторов уже готов работать в ТОСЭРах?

— Хабаровская компания «Невада», занимающаяся строительством перерабатывающих комплексов. ООО «Торэкс» планирует построить в Хабаровске небольшое металлургическое предприятие с миллиардными инвестициями. Могу назвать ООО «Трест Запсибгидрострой», предприятия «ТехноНиколь» и «Дорхан», завоёвывающие новые позиции в строительной отрасли края, ряд агропромышленных предприятий и другие.

Минвостокразвития нашло для нас первого иностранного инвестора. Сингапурское предприятие «Bitumina» планирует строить в Хабаровске высокотехнологичный завод по производству составов и изделий на основе битума. В том числе, для дорожных покрытий, строительства железных дорог, гидроизоляции мостов и сооружений, а также по производству влагоизоляционных и кровельных материалов. Сумма инвестиций в строительство завода составит 50 млн долларов США.

— Значит, в Хабаровском крае пока будет только два ТОСЭРа?

— В Комсомольске и  Хабаровске. Третий ТОСЭР на Дальнем Востоке — площадка «Надеждинская» в Приморье. В этом году на создание инфраструктуры для трёх дальневосточных ТОСЭРов и поддержку инвестпроектов предусмотрено бюджетное финансирование в объёме 6,3 млрд рублей и до 2018 года – около 40 млрд. В том числе, на ТОСЭР в Комсомольске более миллиарда и ТОСЭР в Хабаровске — около трёх миллиардов рублей.  При этом объём заявленных частных инвестиций составляет более 50 млрд руб.

В Комсомольске-на-Амуре авиационный завод формирует спрос на комплектующие для своего производства и передает на аутсорсинг сторонним предприятиям. Расчётные производственные объёмы, которые можно будет передать будущим резидентам ТОСЭРа, впечатляют. В частности, механообработка около трёх тысяч единиц деталей для гражданской авиации. Потенциальный инвестор – группа компаний «Энергия» – давний партнёр Комсомольского-на-Амуре авиастроительного завода.

— Когда начнётся строительство?

— К концу этого года. Как видите, времени на раскачку мало. Минвостокразвития создает федеральную управляющую компанию, которая возьмет на себя основную часть работы по созданию ТОСЭР.

— Юрий Афанасьевич, что-то сдвинулось в работе над ПОЭЗ?

— Важное решение по этому вопросу принято в Правительстве Российской Федерации 25 декабря 2014 года. Управление ПОЭЗами передали на региональный уровень. У нас в границу портовой особой экономической зоны входят два земельных участка площадью 290 га.

На мысе Мария есть два потенциальных резидента – порт Советская Гавань с объемом инвестиций 4,9 млрд руб. и проектом железорудного терминала мощностью 7,1 млн т в год. И вторым резидентом является ОАО «Росагроснаб» с объемом инвестиций 1,9 млрд руб, который планирует построить зерновой терминал мощностью 2,5 млн т в год и контейнерный терминал мощностью 0,4 млн TEU в год. На мысе Муравьёва пока резидентов нет.

Появился интерес инвесторов к созданию рыбоперерабатывающего кластера, для чего необходимо расширить площадь территории ПОЭЗ в посёлке Лососина и профинансировать ряд объектов.

Следующая задача – расширить выход на Ванинский куст, где реализуются крупные инвестиционные проекты. Там требуется серьезная государственная поддержка для снятия инфраструктурных ограничений. РЖД синхронизирует свои планы с инвесторами по увеличению пропускной способности железной дороги.

— Каковы планы на текущий год?

— На 2015 год Минвостокразвития разработало механизм поддержки крупных инвесторов. Условия такие: государство участвует в создании инфраструктуры, инвестор реализует свой проект, выполняя ряд социальных и бюджетных обязательств. На Дальнем Востоке всего шесть инвестиционных проектов утверждены «сверху». Из них два — в Хабаровском крае. И это уже большое достижение.

Компания «Сахатранс» строит угольный терминал в Ванинском порту. ОАО «Ургалуголь» в Чегдомыне разрабатывает угольное месторождение и запускает обогатительную фабрику.

Так что работы для нового министерства очень много. Предлагаю подвести предварительные итоги к концу этого года.

Светлана Николаева

Эта запись была опубликована 19.03.2015в 19:55. В рубриках: Общество.


Другие новости