— «Китайский народный доброволец», такие слова были написаны на моей военной китайской форме,- так говорил участник боевых действий Второй мировой войны на Маньчжурском направлении полковник в отставке Ткачев Владимир Иванович.- И для меня, как и для многих моих товарищей по оружию, Вторая мировая война в образном дипломатическом понимании вопроса не окончилась 2 сентября 1945 года.

К большому нашему сожалению, Ткачев Владимир Иванович умер 13 января 2011 года.

Но для тех, кто его знает, повторяю, знает, он всегда будет примером, как надо жить для семьи, для друзей и врагов, для общества, одним словом, для людей.

Весь жизненный путь этого человека буквально пронизан постоянным сознательным отношением к порученному делу.

А таких дел у него было много!

Сибирский парень из алтайской деревни Столбово Володя Ткачев родился 10 января 1927 года. В техникуме районного центра Камень-на-Оби выучился на агронома, и, проработав по специальности в Чите, не поверите, сто дней, был призван в армию.

О профессии агронома пришлось забыть навсегда!

24 декабря 1944 года рядовой Владимир Ткачев был направлен на сборный пункт 51 стрелковой дивизии, станция Мальда Иркутской области, в артиллерийский полк.

А через месяц рядовой Ткачев был назначен на первую свою военную должность наводчиком 76-мм пушки 198-ого истребительно-противотанкового полка 111-ой танковой дивизии.

— Тогда нам сразу сказали, что нас готовят к войне с Японией,- рассказывал Владимир Иванович,- а с марта 1945 года к нам в полк стали поступать фронтовики с запада. Служба была суровой!

В середине июля дивизию направили в Монголию для подготовки плацдарма к наступлению.

В 20 часов 00 минут 8 августа 1945 года в полном боевом снаряжении двинулись в путь, а в четыре часа утра прошел первый бой.

— Потерь не было, только раненые, зато мощный укрепленный район японцев взяли,- продолжал Владимир Иванович,- потому что стреляли по вспышкам из японских амбразур.

За оставшиеся три недели войны были бои, но уже с потерями в живой силе и боевыми наградами. Казалось, что 2 сентября 1945 года рядовому Владимиру Ткачеву можно было поставить крест на всей военной деятельности и идти заниматься агрономией в сельском хозяйстве.

— Но нам сказали надо, и мы продолжили учиться военному делу настоящим образом,- не останавливался Владимир Иванович.- Чуть больше месяца собирали запасы японцев. Хорошие были запасы, особенно продовольствия! Воевать они готовились лет на десять, не меньше. Но все что мы собирали, отдавали китайцам, ведь для нас они были как родные. А после Китая опять Чита, где и продолжилась военная служба.

И в сельское хозяйство дорога закрылась навсегда!

Тогда ведь такое время было, что если не согласен, то сразу же враг, портить себе жизнь никто не хотел.

В 1948 году Владимир Ткачев был принят в партию, и тогда же в Чите отобрали 105 человек в военное училище, и его в том числе.

— Учеба была интересная, сложилось такое ощущение, что для нас война продолжается,- уже спокойно рассказывал Владимир Иванович.- Подготовка была тяжелая, хотелось все бросить, но я выдержал и стал офицером. Вскоре в 23 года женился.

И вот он, наступил момент истины для нашего героя: с 11 ноября 1950 года по 15 апреля 1951 года советский офицер Ткачев в китайской военной форме с нашивкой на китайском языке «Китайский народный доброволец» сражался на стороне армии северной Кореи.

Потом от имени Маодзедуна как и многим другим таким же, Владимиру Ткачеву вручили китайскую медаль «За дружбу и помощь».

— Еще почти год нами велась подготовка китайских военных, а потом все танки и пушки безвозмездно были переданы китайской стороне, и если бы вы видели тогда глаза китайских военных, с какой благодарностью они смотрели на нас,- со слезами на глазах рассказывал Владимир Иванович.- Они говорили, что мы им подарили будущее их новой цивилизации. Как они плакали! Такое словами не передать. Они уже тогда верили в свое прекрасное будущее, если не для них самих, то для детей и внуков, для будущих поколений. А для них мы были настоящими друзьями и спасителями. Именно тогда советские люди и советское оружие окончательно спасли китайскую цивилизацию от гибели!

Хотя, если верить историческим фактам, могло быть и по-другому, если бы Советский Союз согласился на предложение Японии, сделанное весной 1945 года. Суть такого предложения была в следующем: Япония возвращает Советскому Союзу Курильские острова и территорию на острове Сахалин, а взамен — отказ от ведения боевых действий с Японией.

И какое развитие получилось бы у китайской цивилизации?

Но дальневосточная война состоялась, со своими последствиями, в том числе и в судьбе нашего героя.

Начиная с 1956 года, Ткачев Владимир Иванович свои офицерские военные годы вплоть до ухода на пенсию, отдал противовоздушной обороне Дальнего Востока в воинских частях 11-ой отдельной армии ПВО.

Тоже было надо!

Его даже звали одно время как «человек надо», по китайским меркам.

И все годы полковник в отставке Ткачев Владимир Иванович на боевом посту, более двадцати лет он принимал активное участие в военной патриотической работе с подрастающим поколением.

— Для меня, да и не только день 2 сентября все эти годы был как забытая победа,- продолжал Владимир Иванович,- и сложилось такое внутреннее ощущение, что война продолжается. В 2010 году мы впервые отметили День окончания Второй мировой войны, как День воинской славы!

Только вот какое у ветерана Второй мировой войны Ткачева Владимира Ивановича сложилось внутреннее ощущение в связи с новыми законодательными нововведениями касательно 2 сентября, тогда спрашивать никто не стал, и только блеск слезы на радостных глазах настоящего Защитника Отечества равнодушия не подтвердил.

И среди тех, кто был на похоронах Ткачева Владимира Ивановича, равнодушия к пройденному жизненному пути этого уважаемого человека никто не проявил, и доказательством тому слезы скорби на глазах.

P.S. Успокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Владимира и прости ему вся согрешения их вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное.

Сергей Роща

19 января 2011 года.

Эта запись была опубликована 19.01.2011в 10:11. В рубриках: Общество.


Другие новости