Дата | 21.03.2011 В рубриках: Армия

— Товарищи офицеры, по самолетам!

Разбор полетов еще далеко, только бы до взлета успеть переварить слова командира и направить их в нужные мозговые клетки для достижения полной победы в первую очередь, над собой.

Летное тактическое учение истребителей началось!

Впервые со времен Советского Союза военным летчикам, специалистам технического и тылового обеспечения полетов гвардейской истребительной авиационной базы «Приморский бастион» Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны  Восточного военного округа предстояло принять участие в необычном учении трехмерного измерения по дальности, азимуту и углу места с использованием самолета А-50.

— Руководство основными этапами учения осуществлялось с воздушного командного пункта, размещенного в самолете дальнего радиолокационного обнаружения,- начинает объяснять суть трехмерного измерения начальник авиации объединения ВВС и ПВО полковник Александр Максимцев.- С аэродрома базирования из Подмосковья он вылетел 10 марта 2011 года, а к нам, на Дальний Восток прибыл 14 марта 2011 года, как раз к началу планового летного тактического учения.

Для справки: самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 был создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г.М. Бериева совместно с научно-производственным объединением «Вега-М» и научно-исследовательским институтом приборостроения. Он может применяться: для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей; оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных сил о воздушной и надводной обстановке; управления самолетами фронтовой и истребительной авиации при их наведении на воздушные, морские и наземные цели, а также при необходимости может служить воздушным командным пунктом. Первый самолет из этой серии был принят на вооружение в 1984 году.

Данными разведки по легенде учения определено, что по военному аэродрому гвардейской истребительной авиационной базы «Приморский бастион» под Владивостоком «неизвестный неприятель» должен нанести массированный ракетно-бомбовый удар.

Учитывая информацию о начале операции, подлетное время средств воздушного нападения противника  и свои возможности все истребители были подняты в небо и ушли из-под удара: Су-27СМ и МиГ-31 взлетали парами через каждые тридцать секунд.

С этого момента управление дальнейшим перелетом истребителей на запасной военный аэродром начало осуществляться с А-50, который завис в небе над Находкой. Перебазирование на один из Приморских военных аэродромов было проведено в установленные сроки, и после дозаправки здесь, на земле, все истребители вернулись на свой аэродром базирования «Центральную Угловую».

Кстати: так как современный самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 оборудован системой дозаправки топливом в полете методом «шланг-конус», то его дозаправили от самолета-заправщика Ил-78 в небе над Находкой на высоте пять тысяч метров.

Пока инженерный и технический состав истребительной авиабазы «Приморский бастион» готовили самолеты к следующим вылетам, а военные летчики последовали народному принципу «война войной, а обед по распорядку», то экипаж А-50 приступил к выполнению своего очередного задания, полученного с подземного командного пункта объединения ВВС и ПВО, из Хабаровска.

После принятия решения на выполнение, российский «АВАКС» из советского времени сразу стал набирать высоту и, достигнув отметки в семь тысяч метров начал движение от Находки вдоль морского побережья в сторону Владивостока с заходом к отдельной радиолокационной роте «Хасан», потом к Уссурийску на временный аэродром базирования.

— Таким образом, была проведена внезапная проверка всей системы противовоздушной обороны по югу Приморского края без постановки помех и систем радиоэлектронной борьбы,- говорит начальник противовоздушной обороны объединения ВВС и ПВО полковник Андрей Липихин.- Во всех отдельных подразделениях радиотехнических войск на индикаторах кругового обзора наблюдали отметку самолета, и по запросу «свой-чужой» определили, что это самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Дежурные зенитные ракетные системы С-300 также обнаружили воздушную цель и были приведены в готовность номер один по учебной тревоге.

О самолете: в состав экипажа самолета А-50 входит пять человек. Еще десять человек находятся на рабочих местах радиолокационной системы «Шмель». Самолет по сравнению с истребителями, большой, его длина почти пятьдесят метров и высота около пятнадцати метров. Максимальная крейсерская скорость восемьсот километров в час, практическая дальность полета семь тысяч пятьсот километров, а потолок по высоте почти двенадцать тысяч метров.

За время «аваксовского южного прохода» истребители были подготовлены к дальнейшему проведению учения по заранее разработанной легенде. В небе к северо-востоку от Находки прошли воздушные бои, где с одной стороны были «сухари», а с другой «мигари». Звено истребителей МиГ-31 держало курс с острова Сахалин в направлении Владивостока. Навстречу им по наведению с А-50 на перехват двигалось также звено истребителей, но Су-27СМ. В этом воздушном бою по «зачету» работали: на Су-27СМ гвардии лейтенант Сергей Казаков, а на МиГ-31 гвардии лейтенант Александр Девкин и гвардии старший лейтенант Александр Сурмин.

В тему: А-50 одновременно может уверенно сопровождать до шестидесяти воздушных целей, как своих, так и чужих, и наводить для перехвата «неприятеля» до двенадцати истребителей. С воздуха на средней высоте А-50 оптическими средствами на дальности до восьмисот километров обнаруживает факела нестратегических баллистических ракет, а с помощью радиолокации, например, бомбардировщики, типа В-52 видны на экранах индикаторов с дальности шестисот пятидесяти километров. Бесследно не проходят низколетящие истребители и крылатые ракеты, колонны танков на земле и корабли в морских просторах.

Итоги воздушного боя завершились по заранее намеченному плану, и звено «мигов», под напором звена Су-27СМ, сделало вынужденную посадку на «своем» аэродроме базирования. Это, в какой-то мере напомнило эпизод, когда в июле 1968 года в составе звена военные летчики 308 истребительного авиационного полка майор Иван Ветушко и капитаны Юрий Александров, Виктор Ионин и Игорь Морозов заставили сделать вынужденную посадку американский самолет-нарушитель ДС-8 на военный аэродром «Буревестник» острова Итуруп.

Военные летчики, специалисты технического и тылового обеспечения полетов в этот момент трудились как на конвейере. И еще не успели зайти на посадку участники первого воздушного боя, как в небо были подняты по одному звену: четыре Су-27СМ и четыре МиГ-31 для очередного воздушного боя. Таких одинаковых сценариев воздушного боя было проведено восемь, и наведение, через раз, то «сушек», то «мигов», осуществлялось с «местного АВАКСА» из Подмосковья.

На ужин экипаж самолета А-50 повторил тот же путь, что и на обед, но только пришлось отработать неожиданную вводную, суть, которой заключалась в «неожиданном нападении» на российский «АВАКС». Для того чтобы уйти от «преследователей», пришлось из специального устройства произвести выброс ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей, постановку помех и ввязаться в радиоэлектронную борьбу. После успешного невидимого радиоэлектронного боя за сохранение своей живучести, пока экипаж ужинал в аэродромной столовой, инженерный и технический состав военного аэродрома под Уссурийском уже готовил А-50 к следующему полетному заданию. Предстояли ночные полеты, и жители Владивостока могли наблюдать взлеты истребителей на форсаже, с так называемым факелом. Лепота!

Полеты в темное время суток и есть тот самый элемент боевой подготовки военного летчика, когда сдав зачет, его допустят к несению боевого дежурства в составе дежурного звена, а это четыре истребителя. Но здесь еще не только полет по маршруту, а и боевое применение с пусками крылатых ракет, одним словом, полный боевой комплект авиационных средств поражения, и не один.

Наведение на цели, как воздушные и наземные, так и морские, осуществлялось с А-50. Все разрывы авиационных средств поражения можно было наблюдать на трех авиационных полигонах Приморского края.

Взгляд в историю: 1 сентября 1983 года в темное время суток был пресечен провокационный полет южно-корейского самолета «Боинг-747». Тогда задачу выполнил заместитель командира 777-го истребительного авиационного полка по летной подготовке подполковник Геннадий Осипович, за что был награжден орденом Красного Знамени. Важную роль в том эпизоде сыграли и радиотехнические войска, своевременно обнаружившие воздушного нарушителя государственной границы и не отвечавшего по международным правилам выполнения полетов на запросы «свой-чужой». Информацию на вышестоящий командный пункт своевременно передал оператор радиолокационной станции сержант Андрей Маклюк. Наведение истребителя осуществлялось с трех пунктов наведения авиации, одновременно. После того, как экипаж «боинга», находясь в воздушном пространстве Советского Союза, отказался выполнить посадку на одном из наших аэродромов, военный летчик-снайпер Геннадий Осипович нанес удар на поражение, и он был точным. В итоге «Боинг-747» был сбит.

В ходе учения подготовлено и выполнено 74 вылета, общий налет составил 122 часа 16 минут, сожгли 390 тонн авиационного топлива. Авиационную закалку получили 26 военных летчиков, из них шесть из числа выпускников авиационных училищ 2009 года. Самолет А-50 за две летные смены в небе находился 12 часов семь минут. 

Завершилось летное тактическое учение перебазированием одной эскадрильи истребителей МиГ-31 и самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50 на военный аэродром «Дземги» города Комсомольска-на-Амуре для участия в таком же учении.

Сергей РОЩА

«Суворовский натиск»

Эта запись была опубликована 21.03.2011в 10:49. В рубриках: Армия.


Другие новости