Ежегодно на государственный полигон «Телемба» приезжают зенитчики, ракетчики, локаторщики и военные летчики. У всех цель одна – выполнить установленные военным ведомством нормативы боевой стрельбы на поражение вероятного противника, чтобы с уверенностью можно было сказать о полной готовности защитить мирное небо над своей страной.

Наш гость начальник государственного полигона «Телемба», а если быть точнее, то Центра боевого применения Военно-воздушных сил полковник Сергей Юрьевич Курышкин.

— Сергей Юрьевич, здравствуйте! Итак, с чего начнем?

С.Ю.: Стреляли, стреляют и будут стрелять! Пока такое веление времени, и в этом есть насущная необходимость. Ведь к нам, чтобы отшлифовать свое боевое мастерство, приезжают не только воинские части Восточного военного округа, но и Западного, Южного и Центрального. Вчера, например, стреляли зенитчики из Калининградской области, Прибалтика. Также едут из Белоруссии и Украины, неоднократно, и на это есть свои причины.

— Расскажите нашим читателям о полигоне. Откуда такое название – Телемба?

С.Ю.: Итак, что, где и когда? Тогда начнем. Государственный полигон образован в 1960 году и расположен в границах Бурятии. Занимает площадь в один миллион триста тысяч гектаров земли. Это самый большой государственный полигон не только в Российской Федерации, но и во всем мире. В будущем есть возможность получать временное расширение площади на время проведения боевых стрельб по принципу: землю взял – землю отдал.

Название поселка Телемба к бурятскому народу никакого отношения не имеет. Это ближайший поселок к полигону, от контрольно-пропускного пункта всего двадцать два километра. Поэтому и полигон называют Телемба. Триста пятьдесят лет тому назад здесь жил северный народ орачане, а так как у них одним из промыслов была железная руда, то место добычи железной руды на их языке означает телемба.

И еще есть один интересный момент, не имеющий аналогов в мировой практике. Если бурятский поселок Телемба живет по разнице во времени с Москвой пять часов, то полигон, расположенный на территории Бурятии живет по читинскому времени – разница со столицей нашего государства составляет шесть часов.

— И для каких целей столько государственной земли выделили?

С.Ю.: Прежде всего, наш полигон правильно будет называть Центром боевого применения Военно-воздушных сил. Когда в пятидесятые годы прошлого столетия на вооружение стали поступать зенитные ракетные комплексы с большой дальностью полета ракеты возникла необходимость создания специального полигона для проведения боевых стрельб. Те полигоны, которые существовали и существуют ныне для артиллерии и танков, маленькие по площади. Например, под Хабаровском поселок Анастасьевка. Там невозможно провести боевые стрельбы зенитной ракетной системы С-300 с дальностью полета ракеты, пусть будет сто километров. Все поселки и пахотные земли будут уничтожены.

К нам ежегодно приезжают в среднем 25 зенитных ракетных воинских частей, почти столько же радиотехнических из разных военных округов. Тренируются и военные летчики, к примеру, три дня назад здесь летали истребители МиГ-31. Мы не единственные в России, есть еще полигоны Ашулук, Капустин Яр и другие. Туда тоже ездят и дальневосточные воинские части. Там пропускная способность воинских частей выше, чем у нас. Но у нас есть свои особенности, чем и гордимся – это первозданная природа, которую мы до сих пор не смогли уничтожить. Причина в том, что боевая стрельба ведется по воздушным целям на высотах от пяти до тридцати пяти километров, и благодаря системе самоликвидации ракет и мишеней никакого вреда природным богатствам не причиняется. В тех случаях, когда зенитная ракетная система С-300 выполняет боевые стрельбы по наземным целям, то это специально отведенное пропаханное место на расстоянии до десяти километров от пусковой установки. Таким образом, нам удается избегать пожаров, особенно в жаркое время года. В основном пожары на полигон заходят с внешних территорий, и нам приходится их своевременно тушить.

Основная задача, конечно же, организация проведения боевых стрельб. Это вершина всей боевой подготовки зенитной ракетной воинской части. Также следует отметить такой немаловажный фактор, как передача боевого опыта молодому поколению.

Ко всем подход одинаковый – мы запускаем мишень, а ты в нее попадай. Попал – значит, герой, а не попал – значит пропал. Будут разбирательства, что и почему. Серьезный подход к делу.

На командном пункте полигона установлена современная система контроля. Видим все – куда полетела ракета и попала ли она, или само ликвидировалась. Для того, чтобы сбить воздушную мишень, боевым расчетам отводится двести секунд. Именно через такое время эта самая ракета-мишень само ликвидируется.

27 апреля 2011 года на нашем полигоне впервые использовалась ракета-мишень «Пищаль». По ней удачно сработали боевые расчеты зенитной ракетной системы С-300 на гусеничном ходу из Биробиджана. Также используются такие воздушные мишени как «Стриж», «Коршун», «Кабан» и другие. У всех разные тактико-технические характеристики, имитирующие средства воздушного нападения вероятного противника. Возьмем «Пищаль». Скорость у нее может достигать до одной тысячи пятьсот метров в секунду. Геометрией корпуса и другими характеристиками имитирует полет таких средств воздушного нападения типа СРЭМ, Томахок, Харм, Мартель и другие.

А главная цель заключается в том, чтобы научить личный состав воинской части надежно защищать воздушные границы Российской Федерации. Об этом неустанно говорят Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, Премьер-министр Владимир Путин и Министр обороны Анатолий Сердюков.

— Как стать начальником государственного полигона?

С.Ю. Могу только поделиться собственным опытом. Во-первых, для меня это было значительное повышение по военной службе.

До этого был командиром гвардейского зенитного ракетного полка под Хабаровском.

Родился 14 августа 1961 года в городе Энгельсе Саратовской области. Там же окончил среднюю школу № 5. Любимыми предметами были физика, математика и история.

В 1980 году поступил в Энгельское высшее зенитное ракетное командное училище противовоздушной обороны. А в 1984 году молодым лейтенантом был направлен служить в город-герой Волгоград. Потом были Волгодонск, Хабаровск, Владивосток, Хабаровск, а с 6 июня 2009 года Телемба. Прошел все ступени офицерского роста в зенитных ракетных войсках: начальник расчета, начальник отделения, командир батареи, начальник службы ракетного артиллерийского вооружения, заместитель командира по вооружению, командир полка.

А начальником полигона стал потому, что в школе хорошо учился (смеется).

— Значит, есть увлечения, которые помогают в службе?

С.Ю. Кто существенно помогает в службе, так это семья – жена, дочь и сын. А увлечения конечно есть. Первое, так сказать общее, люблю природу. И когда на территории полигона где-то в тайге возникает пожар, сразу принимаю меры к его тушению. Второе увлечение — кинология. С детства интересуюсь собаками, были у меня и доги, и доберманы и другие породы, а здесь на полигоне немецкая овчарка Ральф. Верный помощник и друг. Вот, исходя из этих двух факторов, я не люблю охоту. Особое отношение к военной истории. Когда узнал, что меня назначили командовать военным полигоном приказом от 6 июня, первым делом, вспомнил, что в этот день в 1944 году в Нормандии высадились американские и канадские войска под командованием генерала Эйзенхауэра, тем самым был открыт Второй фронт во Второй мировой войне. Еще люблю военное кино.

— По опыту военной службы у полковника Сергея Курышкина есть любимое высказывание, например, известного полководца?

С.Ю.: Сегодня хочу выделить одно, генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Он сказал, что «солдат должен всегда знать, куда и зачем он идет, сознательный солдат в тысячу раз дороже бессознательного исполнителя».

— Основной принцип начальника полигона?

С.Ю.: Честно работать!

Сергей РОЩА,

«Суворовский натиск»,

Фото автора.

Эта запись была опубликована 11.05.2011в 09:32. В рубриках: Армия.


Другие новости