Нижегородка Ольга Маслова обратилась в Европейский суд, не найдя справедливости в родной стране. Почти шесть лет девушка добивалась, чтобы наказали ее мучителей — оперов РОВД, избивавших и насиловавших девушку, выбивая показания….25 ноября 1999 года 19-летнюю Ольгу вызвали как свидетеля по делу об убийстве.

— Говори, куда барсетку спрятала? — набросились на нее два опера РОВД Николай Хряков и Владимир Нечаев.

От Ольги требовали признания, что именно ей передали на хранение сумку убитого. Сначала просто угрожали. Потом «для разгона» девушку пристегнули наручниками к стулу и стали насиловать. Дальше — били в живот, надевали на голову противогаз и перекрывали доступ воздуха. Уже под конец экзекуции к сережкам несчастной прикрепили провода и начали пускать ток…

Все это время у дверей Ольгу дожидался ее молодой человек — Федор Налбандов. Cильно поддавшие менты избили и его и выкинули из здания РОВД.

Не вынеся мучений, Ольга сдалась и подписала признание. Вырвавшись от мучителей, Ольга и Федор тут же отправились в больницу, где зафиксировали все телесные повреждения. А на следующий день подали в суд. И началось… Дело прекращалось и возобновлялось 9 (!) раз, поменялись четыре следователя, а в 2005 году было все же закрыто.

— Есть такое понятие, как «внутренняя убежденность следователя», — оправдывается начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Нижегородской области региональной прокуратуры Сергей ПОЛУДНЕВИЧ. — Если он не уверен, что собрана достаточная доказательная база, то может не передавать дело в суд из-за недостаточности улик.

Впрочем, есть более приземленные причины того, что дело спустили на тормозах: обвиняемые принадлежат к семействам юридической элиты Нижнего — отец был деканом юрфака одного из престижных вузов, а мать — судья областного суда.

Ольга не отступилась. В 2005 году дело приняли в производство в Европейском суде. Там сочли, что доказательств, среди которых были и результаты сложнейших медико-биологических экспертиз, вполне достаточно. 24 января этого года единогласно было вынесено решение: признать ответчика — Россию — виновной и обязать выплатить Ольге Масловой 70 тысяч евро, а Федору Налбандову — 10 тысяч евро.

— Деньги лишними не будут, — говорит Ольга. — Но важнее, чтобы эти негодяи оказались за решеткой. Будем добиваться возобновления уголовного дела, закрытого в 2005 году.

Имена и фамилии оперативников изменены.

СПРАВКА

Как Ольга Маслова получит деньги

Сейчас у России есть три месяца на то, чтобы обжаловать постановление суда.  Но так как решение в Страсбурге по данному вопросу было принято единогласно, вряд ли Россия станет его обжаловать. Когда соответствующие документы поступят в нашу страну, Минфин России в течение трех месяцев обязан будет перечислить всю сумму на счет Ольги Масловой.

ВОПРОС ДНЯ

Что надо сделать, чтобы россияне добивались справедливости без вмешательства Европейского суда?  

Михаил БАРЩЕВСКИЙ, адвокат:

— Судебно-правовая реформа не проведена в том виде и объеме, в каком это необходимо для современной России. Суды должны стать самостоятельной властью, ориентированной исключительно на закон.

Виктор ИЛЮХИН, депутат Госдумы:

— Чтобы повысить ответственность судей, я бы вернулся к их выборности на конкурсной основе на 5 — 7 лет. А также восстановил бы прокурорский надзор.

Сергей КОВАЛЕВ, правозащитник:

— Нам надлежит учредить правосудие, вместо которого у нас сложилось служивое право. Пока оно только имитирует судебную систему.

Владимир РЫЖКОВ, политик:

— Нужна реформа. Надо повышать престиж судейской профессии и устраивать кадровые чистки.

Дмитрий ПУЧКОВ, кинопереводчик и создатель компьютерных игр, Санкт-Петербург:

— По-моему, улучшить ситуацию сразу невозможно. Потому что в судах работают граждане, обладающие связями и зависимостями, со стороны которых идет давление.

Сергей КОРОБКОВ, директор МУП «Электротранспорт», Мурманск:

— Надо просто каждому человеку выполнять свой гражданский долг и жить по кодексу. И хорошенько контролировать тех, на кого возложено право обвинять и наказывать.

Олег ЛУКОШКИН, предприниматель, Нижний Новгород:

— Искать справедливости в нашей стране — только нервы измотаешь да истратишь кучу денег на адвокатов. У нашей землячки на это ушло девять лет жизни. Молодец, Оля, я бы так не смог.

Игорь ГОРЯНИН, юрист, Волгоград:

— Как избито это ни звучит, надо искоренить коррупцию.

Сергей Витальевич, читатель сайта KP.RU:

— Ликвидировать неприкосновенность тех, кто ею обладает. Пересмотреть существующее положение предварительного следствия. Уравнять в процессуальных правах и статусе стороны обвинения и защиты. Ввести принцип индивидуальной ответственности судей за принимаемые решения. Принять закон о взыскании с государства компенсаций за нарушение прав человека, гарантированного Конституцией. Упростить систему рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Ольга КНЯЗЕВА : kp.ru

Эта запись была опубликована 28.01.2008в 01:33. В рубриках: Происшествия.


Другие новости