Для военных лётчиков, кто пришёл в дальневосточную истребительную авиацию советского периода, а завершает свою военную карьеру в дни новой России на пенсию уходить грустно.

— На вооружение начинают поступать новые самолёты, прежде всего, не только модернизированные истребители Су-27СМ, а многоцелевые Су-30, в перспективе будут и Су-35,- рассказывает полковник запаса Иван Владимирович Пепеляев.- Вот моему сыну этот период в радость, он уже выполняет полёты на Су-30.

Капитан Александр Пепеляев военный лётчик истребительной авиации в четвёртом поколении сегодня проходит военную службу на военном аэродроме «Дзёмги» города Комсомольска-на-Амуре. Ещё совсем недавно, авиационным полком здесь командовал его отец, ныне военный пенсионер также Иван Пепеляев.

После города юности у Ивана Владимировича была военная служба в Хабаровске, в управлении авиации объединения ВВС и ПВО сначала старшим инспектором, а потом начальником отдела боевой подготовки и боевого применения авиации.

Династий в авиации, особенно военной, не так уж и много. Только в Краснознамённом объединении Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа за 70 лет со дня образования насчитывается 38, из них в истребительной авиации 16. А вот в четвёртом поколении только одна, «пепеляевская».

Славными продолжателями истребительной династии в третьем поколении по праву считаются три брата близнеца Артём, Владимир и Николай Распоповы.

— Свою лётную службу начинал в истребительной авиации ВВС, на МиГ-29, а завершал в истребительной авиации противовоздушной обороны на МиГ-31,- даёт свои профессиональные пояснения отец трёх близнецов полковник запаса Николай Михайлович Распопов.- Сегодня сыновья продолжают семейные традиции и выполняют полёты на новых самолётах Су-30.

Николай Михайлович свою лётную деятельность завершил недавно в 55 лет и ушёл на пенсию с должности начальника авиации соединения противовоздушной обороны, ныне проживает в городе Владивостоке. Со своего балкона постоянно наблюдает взлёты или посадки истребителей, как-никак, а глиссада проходит над морским городом, и сыновья иногда условно машут отцу крыльями.

На Дальнем Востоке первые взмахи крыльев самолёта были сделаны 21 мая 1911 года. Именно в этот майский день в небе над Владивостоком лётчик Яков Седов демонстрировал чудо технического прогресса – самолёт «Фарман». Взлёт проходил с поляны, ставшей впоследствии военным аэродромом «Центральная Угловая», где также проходят свою военную лётную службу истребителей в третьем поколении братья близнецы Дмитрий и Кирилл Быкасовы.

— Для нас большая честь попасть служить сюда, на этот военный аэродром под Владивосток, здесь начинал летать наш прадед, здесь походил службу и наш отец,- говорит гвардии лейтенант Кирилл Быкасов.

Есть ещё одна важная особенность гордости за этот военный аэродром – сегодня здесь базируется истребительная группа объединения ВВС и ПВО, история которой начинается с 6 декабря 1918 года в Москве с третьего авиационного отряда Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота. В апреле 1934 года уже 9-я авиационная истребительная эскадрилья имени Климента Ворошилова, которая перебазируется из Москвы на Дальний Восток в район станции Центральная Угловая. Сегодня это старейшая в России авиационная воинская часть ВВС России, она сохранилась, её не сократили.

Дальневосточная история истребительной авиации продолжилась в 1923 году в Приморье. Здесь был создан авиационный отряд, который входил в состав Приморского общевойскового корпуса. А в 1926 году в Хабаровске формируются 11-я и 26-я истребительные авиационные эскадрильи, на базе которых впоследствии была создана 29-я авиационная дивизия.

Кстати, в небе над Хабаровском первый самолёт появился 23 августа 1912 года, а выполнил его русский лётчик Александр Кузьминский.

В этом году первому полёту над Хабаровском исполнится 100 лет!

24 июля 1938 года под Хабаровском в посёлке Гаровка формируется 6-й истребительный авиационный полк, ныне гвардейская авиационная группа «Нормандия-Неман» на военном аэродроме Приморского края «Черниговка».

18 августа 1939 года был сформирован 60-й истребительный авиационный полк. В наши дни его история продолжается в Комсомольске-на-Амуре на военном аэродроме «Дзёмги» — ещё одна истребительная авиационная группа на Дальнем Востоке.

— В этом году уже нет такого однозначного деления на истребительную авиацию ВВС и истребительную авиацию ПВО. Эта разница будет чувствоваться только для тех, кто уже завершил свою военную лётную карьеру. И в их сознании менять никто ничего не будет, а это значит, что праздники останутся, ведь они несут в умы и сердца жителей России уверенность за своё будущее,- дополняет командующий объединением ВВС и ПВО генерал-майор Сергей Дронов.

Первые истребительные авиационные династии на Дальнем Востоке стали появляться в годы Великой Отечественной войны. Тогда были на слуху фамилии Афанасьев, Кузьминин, Прохоров, Нетребко, Седых и другие. В послевоенное время появилась первая истребительная авиационная династия в третьем поколении – Шитько. Доказательством этому служит фотоальбом умершего недавно ветерана Второй мировой войны Владимира Ткачёва, где на фотографии1958 года Фёдор, Иван и Виктор, соответственно дед, отец и сын Шитько.

Первые дальневосточные истребители Пепеляевы, Быкасовы, Платоновы и Распоповы появляются в начале 50-ых годов. Тогда для них как раз было время перехода на реактивные двигатели, освоение новых сверхзвуковых истребителей.

Все они начинали проходить военную службу в Таллинском ордена Кутузова третьей степени истребительном авиационном полку – так после Великой Отечественной войны принято было называть 60-й авиаполк, созданный 18 августа 1939 года, ныне авиационная группа «Дзёмги» города Комсомольска-на-Амуре.

Историю истребительной авиации после Второй мировой войны ковали те воинские части, которые на западных фронтах Великой Отечественной войны были дальневосточной гордостью нашей страны:

— 171-й Тульский Краснознамённый истребительный авиационный полк;

— 821-й ордена Суворова третьей степени истребительный авиационный полк;

— 610-й ордена Красного Знамени истребительный авиационный полк;

— 888-й ордена Красного Знамени истребительный авиационный полк;

— 140-й ордена Красного Знамени истребительный авиационный полк;

— 300-й ордена Красного Знамени истребительный авиационный полк;

— 903-й ордена Красного Знамени истребительный авиационный полк.

В те послевоенные годы исторический пример профессионального отношения к военному лётному делу показывали и те воинские части, которые активно участвовали в разгроме милитаристской Японии:

— 821 ордена Суворова третьей степени истребительный авиационный полк;

— 301-й истребительный авиационный полк;

— 777-й истребительный авиационный полк;

— 47-й истребительный авиационный полк.

Почётные наименования тогда получили:

— «Курильская» 222-я истребительная авиационная дивизия;

— «Сахалинская» 225 истребительная авиационная дивизия;

— «Амурская» 254-я истребительная авиационная дивизия.

Сегодня на дальневосточной истребительной военной карте вышеуказанных воинских частей больше нет, они были расформированы в 90-ые годы XX столетия. Вместе с архивами ушли в небытие и истребительные авиационные династии, о которых мы узнаём по крупицам. Доподлинно известно, что при освобождении островов Шумшу и Парамушир ведущим был майор Андрей Плахов, а ведомым его сын Василий. Они сражались в составе 222-й истребительной авиационной дивизии и погибли в августе 1945 года.

В наши дни вопрос, как о продлении, так и о создании авиационных династий один из сложнейших. Здесь вмешиваются различные факторы, и главенствующее место, конечно же, играет здоровье. Есть случаи, когда рождаются девочки. В основном военная лётная династия заканчивается на втором поколении, имеет место прерывание династии на одно поколение, как это наблюдается в случае с Распоповыми, Быкасовыми и Платоновыми. Пока же только Пепеляевы прошли без потерь, но будет ли пятый из их фамилии в дальневосточной истребительной авиационной династии, покажет время.

— С появлением в войсках новых истребителей Су-30 и Су-35 интерес к авиации значительно возрастёт, да и демографическая обстановка этому будет способствовать. Молодёжь любит военную авиацию, только посмотрите в их глаза на военном аэродроме, когда они общаются с настоящими военными лётчиками, старше их на шесть-восемь лет, все вредные привычки уходят на сотый план, появляется главное – здоровое желание ради достижения цели,- завершает свой комментарий генерал-майор Сергей Дронов.- А будут они военными лётчиками истребительной авиации, покажет время. Но я уверен, те, кто хоть раз побывал на военном аэродроме во время полётов, обязательно будут стремиться стать военными лётчиками.

Сергей РОЩА,

«Суворовский натиск»,

Фото автора.  

Эта запись была опубликована 23.03.2012в 12:02. В рубриках: Армия.


Другие новости