Дата | 23.03.2012 В рубриках: Армия

Начало истребительной авиации Военно-воздушных сил России было положено 25 марта 1916 года.

Именно в этот день начальник штаба Верховного главнокомандующего от инфантерии М.В. Алексеев подписал приказ № 329, в соответствии с которыми во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых истребительных авиационных отрядов.

Причина была чисто оборонительного характера. Шла Первая мировая война, и 6 января 1916 года немецкие самолеты впервые применили зажигательные бомбы над Минском с целью вызвать большие пожары в городе. Также Верховное немецкое командование вело активные проработки возможности нанесения подобного воздушного удара по российской столице – Петербургу.

В создавшихся условиях Ставка Верховного главнокомандующего пришла к выводу: медлить с созданием истребительной авиации в России уже нельзя.

А начало было положено еще до начала Первой мировой войны. В 1908 году в газете «Русский инвалид» была опубликована статья «Военное применение аэропланов», где впервые выдвигалась идея борьбы «за господство государства в воздушной стихии». И для выполнения этой специфической задачи требовалось создать специальный тип самолета – истребитель.

После проведения в августе 1913 года маневров Петербургского военного округа, а также по опыту 1-й Балканской войны 1912-1913 годов открыто встал вопрос о необходимости формирования в русской армии истребительной авиации.

 

Современная истребительная авиация Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа заметно отличается от той, которую мы знаем из книг о войне.

И, несмотря на агрессивное название, в России истребитель по-прежнему относится к оборонительным типам вооружений. Отдельного наступательного значения истребительная авиация до сих пор не имеет, с момента своего зарождения.

Для справки: истребитель – военный самолет, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей. Применяется для завоевания превосходства в воздухе над противником, а также для сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолетов, самолетов гражданской авиации, защиты наземных объектов от авиации противника. Реже истребители используются для атаки наземных и морских целей.

Так до начала Великой Отечественной войны в Советском Союзе была только истребительная авиация Военно-воздушных сил. Но после победы под Москвой, 22 января 1942 года большая часть истребительных авиаполков преобразовали в новый род авиации. Так была создана истребительная авиация противовоздушной обороны. В послевоенное время еще часть истребительных авиаполков Военно-воздушных сил передали Военно-морскому флоту. Появилась еще и морская истребительная авиация, как берегового, так и палубного базирования.

Но истребительная авиация ВВС не растворилась в ведомственных структурах Министерства обороны нашего государства. Одним из таких сохранившихся авиаполков стал родоначальником с 1 декабря 2010 года авиабазы на военном аэродроме «Домна» под Читой. Свою историю 120 истребительный авиационный полк ВВС ведет с 24 сентября 1969 года. На военном аэродроме Осовцы, Березовского района, Брестской области началось его формирование. Тогда на вооружении находились истребители МиГ-21. В июле 1971 года было осуществлено перебазирование авиаполка в Забайкальский военный округ на военный аэродром «Домна». 7 февраля 1978 года были выполнены первые полеты на истребителях МиГ-23, а 25 января 1993 года – на МиГ-29. Сегодня, но уже в составе авиабазы, куда входят штурмовики Су-25, вертолеты Ми-24 и Ми-8, военные летчики бывшего 120 истребительного авиационного полка ВВС продолжают выполнять полеты на истребителях МиГ-29. Кстати, это был единственный истребительный авиаполк в Военно-воздушных силах Российской Федерации, ставший основой для создания авиабазы современного типа. Например, в дальневосточном регионе, начиная с 1998 года, истребительная авиация ВВС полностью отсутствовала. Были только истребительные авиационные полки противовоздушной обороны на военных аэродромах «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре и «Центральная Угловая» под Владивостоком. Они и стали родоначальниками авиационных баз нового формата.

Но преобразования в авиации современной России на этом не закончились, и сегодня все ведомственные летательные аппараты: самолеты и вертолеты передаются под крыло Военно-воздушных сил, так сказать, все возвращается «на круги своя», как и почти сто лет тому назад.

В объединении ВВС и ПВО вся авиация теперь объединена одним термином – фронтовая и истребительная. А значит, уже больше нет деления истребительной авиации на ВВС, ПВО и морскую. С 1 апреля 2011 года вся истребительная авиация одной принадлежности – Военно-воздушных сил Российской Федерации, но с объединенными функциями для истребительной авиации.

Для справки: к фронтовой авиации относятся бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, а к истребительной самолеты Су-27СМ, МиГ-31 и МиГ-29.

А еще через несколько лет с поступлением в войска самолетов пятого поколения исчезнет разделение на фронтовую и истребительную авиацию. В ближайшие годы ВВС России будет менять свою аббревиатуру и отойдут от наименования истребительной и фронтовой авиации, эту авиацию будут называть тактической или оперативно-тактической. Таким образом, все летательные аппараты оперативно-тактического звена, в том числе и армейская авиация, все вместе будут решать задачи противовоздушной обороны, или воздушно-космической.

А пока в Краснознаменном объединении ВВС и ПВО Восточного военного округа военные летчики истребительной авиации в едином строю выполняют полеты на тяжелых истребителях Су-27СМ и МиГ-31, и легких истребителях МиГ-29.

Они в составе дежурных звеньев заступают на круглосуточное боевое дежурство по противовоздушной обороне, сопровождают самолеты дальней стратегической авиации и фронтовую авиацию, принимают участие в различных учениях и участвуют в плановых полетах по совершенствованию своего летного мастерства.

То есть, как и сто лет назад, истребители выполняют задачи по призванию.

Сергей РОЩА,

«Суворовский натиск».

Эта запись была опубликована 23.03.2012в 12:04. В рубриках: Армия.


Другие новости