Д.МЕДВЕДЕВ: Все проснулись? Я не к дальневосточникам обращаюсь, конечно, а к москвичам.

Уважаемые коллеги, тема нашего совещания – развитие Дальнего Востока и укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Некоторое время назад мы проводили совещание практически в этих же стенах и рассматривали социально-экономические проблемы округа и перспективы сотрудничества с Китаем и Монголией как с двумя соседними странами. Речь шла об укреплении экономики восточных регионов, оздоровлении их отраслевой структуры и социальной сферы. Ну и, конечно, о том, чтобы больше зарабатывать на наших внешних связях.

Прошедший год был трудным, но, несмотря на экономический спад, темпы роста внешнеторгового оборота со странами АТР сохраняются. По итогам первого квартала объём взаимной торговли с Китаем вырос более чем на 50 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, а с Республикой Корея вообще на 80 процентов Активизировалось приграничное сотрудничество с северными районами Монголии и северо-восточными провинциями Китая.

В то же время, и это печальный факт, из-за кризиса ухудшился ряд социально-экономических показателей Дальневосточного федерального округа. Сократился объём промышленного производства. К сожалению, у каждого пятого жителя доходы ниже прожиточного минимума. Большинство территорий округа по-прежнему дотационные. А если говорить о модернизации, о теме инноваций, которыми мы сейчас по-настоящему все стали заниматься, то здесь доля производимой инновационной продукции в округе – всего один процент, даже меньше.

Конечно, всё это усугубляет и без того непростые демографические проблемы. Отток нам пока остановить не удалось. За 20 лет, с 1991 года, население округа сократилось на четверть. И, безусловно, это самая тревожная, самая опасная тенденция, которой мы должны заниматься в постоянном режиме. Для того чтобы её исправить необходимы общие усилия. Очень многое зависит от государства, многое зависит от бизнеса, многое зависит от той социальной политики, которую государство проводит, и, конечно, здесь нужно работать на будущее, работать по-серьёзному.

Чтобы повысить конкурентоспособность региона и уровень жизни людей реализуется Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. При этом большие возможности для развития может дать укрепление связей на тихоокеанском направлении. Почему? Именно потому, что азиатско-тихоокеанское направление уже более 20 лет развивается опережающими темпами. Очень бурно развивается. Даже в самый острый период глобального спада в мировой экономике в регионе темпы роста ВВП не опускались ниже 3,5 процентов. Наиболее развитые национальные экономики раньше других преодолели рецессию и вышли из кризиса с дополнительными конкурентными преимуществами. По сути, сюда перемещается не только центр глобального экономического развития, но и, по многим вопросам, центр политического взаимодействия. Я напомню, что в 2010 году в среднем по региону ожидается прирост ВВП на уровне 7 процентов. Можете сравнить с Европой. В том числе в Китае – 9,5 процентов, а в Индии – более 8 процентов.

Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромным технологическим и инвестиционным потенциалом. При этом здесь не хватает энергоресурсов, зачастую не хватает сырья. И, конечно, здесь очень сильно раскочегарили потребительский спрос. Это может дать нашим восточным регионам как раз то, что им крайне необходимо для внутреннего развития.

В этом контексте акцентирую ваше внимание на трёх задачах.

Первая задача. На новый уровень должно выйти экономическое взаимодействие региона и всей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. До конца текущего года Правительство должно представить на утверждение Программу действий по укреплению позиций России в регионе. Она должна содержать прогноз долгосрочного развития Дальнего Востока с учётом потенциала наших восточных районов и тех интеграционных процессов, которые идут в АТР.

Особое внимание надо уделить соглашениям о свободе торговли. Их в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже более 50. И будущее экономическое сообщество региона формируется именно на их основе. Надо подумать о том, как нам этот опыт использовать. И здесь разговоры о том, что у нас по всей территории России должен быть абсолютно унифицированный режим, я не принимаю.

Второе. Специализация России в области высоких технологий на рынке АТР очевидна. Но это высокие технологии в тех областях, которые для нас сейчас доступны. Что это? Это, конечно, энергетика, которая является абсолютно высокотехнологичной сферой, если к этому относиться правильно, а не просто нефть перегонять из одной страны в другую. Авиастроение, безусловно, космические услуги. В этих сферах нужны новые производственные цепочки, запуск многосторонних проектов технологической кооперации и другие проекты. При этом важно использовать опыт соседей по формированию благоприятного инвестиционного климата и созданию особых экономических зон. Нужно предоставлять и современные банковские, логистические, консалтинговые и информационные услуги. И, конечно, стараться надёжно страховать риски.

Кроме того, для ряда стран региона Россия остаётся основным поставщиком углеводородов. Это традиционная для нас сфера, но не менее важная – денег она приносит достаточно в бюджет. Мы это хорошо знаем. Но нужно развивать нашу энергетическую инфраструктуру. Привлекать инвестиции в нефтепереработку, в нефтехимию, в добычу и перевалку сырья в дальневосточных регионах, и соответственно перевалку в дальневосточных портах.

У нас активно идёт строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Уже  введена первая очередь, создаётся единая система добычи и транспортировки газа и газоснабжения. В прошлом году 18 февраля на Сахалине запущен первый и пока, кстати, единственный в стране завод по производству сжиженного природного газа. Он является одним из крупнейших в мире и построен в рамках проекта «Сахалин-2».

Нам нужно использовать не только те инструменты, которые для нас являются вполне традиционными, но и те, которые мы недавно ввели, и которыми, надо признаться, мы пользоваться пока не умеем. В частности, такие инструменты, как концессия. Кстати, хочу вас проинформировать, что мною подписаны изменения в соответствующий федеральный закон. Эти изменения теперь затрагивают особенности заключения таких соглашений в отношении объектов коммунального хозяйства, а также  участия в концессионных соглашениях государственных и муниципальных унитарных предприятий. Кроме того произошли изменения в правовом статусе участников  концессионной сделки, а именно концедента и концессионера, включая их права и обязанности, допускается перемена лиц в концессионных отношениях. Ну и объекты концессионного соглашения тоже теперь понимаются более широко. Это не только недвижимость, но и совокупность недвижимого и движимого имущества. Надеюсь, что эти изменения будут использоваться, в том числе здесь.

Третье. Необходимо укреплять роль России в объединениях Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно, в АТЭС, ШОС, АСЕАН, БРИК. Здесь, надо признаться, у России достаточно прочные позиции. От нас ждут, конечно, более активных действий. И это потребует более скоординированной работы МИДа и других отраслевых ведомств. Мы предложим наше видение того, как выстроить в регионе полицентричную, внеблоковую архитектуру безопасности и сотрудничества.

Новые возможности для усиления роли России открываются в форуме АТЭС, где мы будем председательствовать уже через полтора года. В том числе для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России и Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года. Завтра, во Владивостоке, мы посмотрим объекты, которые строятся на острове Русский в рамках подготовки к саммиту АТЭС. После саммита эти объекты станут основой мощного образовательного и инновационного центра – Дальневосточного федерального университета.

Большие перспективы и в развитии диалогового партнерства с АСЕАН. Это реальный фактор продвижения отечественных товаров, технологий и инвестиций на рынки АТР. Я надеюсь, что и второй саммит Россия-АСЕАН, который пройдет этой осенью в Ханое, даст импульс этим процессам.

Интеграция со странами АТР, я думаю, все это понимают, – очень серьёзный ресурс подъёма экономики Дальнего Востока и всей России. Это не значит, что мы должны заниматься только продвижением в этом направлении, потому что мы, естественно, единая страна и должны часть задач решать за счёт перемещения товаров, работ, услуг и людей из одной территории России в другую. Тем не менее АТР – очень серьёзный ресурс и этот шанс, шанс на развитие отношений в АТР, мы должны использовать на благо, прежде всего, дальневосточных регионов.

Источник: kremlin.ru

Эта запись была опубликована 02.07.2010в 16:41. В рубриках: Политика.


Другие новости