— А ведь до такого до сих пор так никто и не додумался! Действительно, все гениальное просто!
Очередное «ноу-хау» в подшефной Краснознаменному объединению Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа хабаровской школе № 68.
Здесь настоящим образом проявилась английская активность, и не где-нибудь, а во 2-В классе, где впервые была создана «Школа маленького учителя», не имеющая аналогов в дальневосточном регионе по изучению английского языка.
— Инициатором такой идеи в рамках краевой программы общественно-активной школы стала, наш учитель английского языка Наталья Викторовна Чернова,- рассказывает директор школы № 68 Светлана Валентиновна Филатова.
Наталья Чернова родилась 19 сентября 1975 года в городе Шуя Ивановской области, где в 1997 году окончила Шуйский государственный педагогический университет. Потом вышла замуж за молодого офицера и оказалась в военных гарнизонах дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Долгое время учила детей таких же военных английскому языку, и когда карьерный рост мужа привел семью в Хабаровск, то после собеседования ее все-таки приняли в одну из лучших школ Хабаровского края.
— Меня в университете приучили работать творчески и нестандартно,- делится своими задумками Наталья Чернова,- а первые мысли по изучению английского языка в новом формате появились, когда муж проходил военную службу на семьдесят третьем километре федеральной трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. И только в школе № 68, учитывая имеющийся опыт, смогла собраться с мыслями и предложить свой экспериментальный проект по изучению английского языка на начальном этапе, не в обязательном порядке, а только для желающих.
Таких желающих набралось двенадцать человек из отдельно взятого второго «В» класса.
И 19 сентября 2010 года, что оказалось очень символично, состоялось первое занятие в «Школе маленького учителя». Суть всей творческой и нестандартной английской деятельности заключается в том, что в учебном процессе принимают участие и родители детей.
Для справки: в Российской Федерации, если верить ресурсу Глобальной информационной сети Интернет, только в школе № 8 города Нефтеюганска также есть свое «ноу-хау», но с использованием новых технологий в обучении английскому языку в начальной школе под названием «В гости к королеве Великобритании». Там обучение английскому языку проводят с использованием интерактивной доски, слайдовых презентаций, дисков DVD и других общеобразовательных компьютерных программ.
— Почему мы согласились, чтобы наш ребенок начинал изучать английский язык не только на уроке, но и дополнительно в «Школе маленького учителя»? Да все очень просто! Прежде всего, потому, что здесь идет живое игровое общение ребенок-учитель-родитель, где, заметьте, ребенок, зачастую, играет первую скрипку,- доказывает правильность своего выбора Галина Санклер.- А что касается новых компьютерных технологий, то они никогда не заменят живое общение.
Казалось бы, что может быть проще, набрал в Интернете «школа маленького учителя», прочитал, и сделал все по-своему. Только, увы, ответа на поставленный вопрос там нет, так как еще нигде нет подобных школ маленького учителя по английскому языку.
— И еще, здесь многое зависит от личных качеств учителя, его способностей, знаний, умений и навыков не только в предмете обучения, но и в общении с детьми,- дополняет Евгения Рау.- У Натальи Викторовны есть все эти качества под общим названием, и обозначим его как талант. Мы приняли от нее основную цель реализации идеи, которая заключается в постепенном движении к качественному улучшению разговорного английского языка для достижения, как в теоретических, так и практических делах применительно не только для школьного учебного процесса, но и в повседневной жизни и деятельности. Например, дома, на работе, во время прогулки, и всегда общение с ребенком на английском языке, и даже по телефону. Попробуйте, это очень интересно!
Кроме цели деятельности, для всеобщего обозрения учитель с двенадцатилетним стажем с первого же дня занятия еще изложил и задачи:
— целенаправленно помочь детям стать активными действующими лицами в учебном процессе, прежде всего для осознания ими того факта, что изучение нового языка напрямую связано с личностью и интересами каждого, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;
— постоянно обеспечивать ситуации, в которых не учитель является центральной фигурой, а именно дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом, и все это коренным образом меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником, в том числе и детских игр в изучении английского языка;
— конкретно учить детей работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
— сознательно указывать направления для детей, как узнавать новую информацию и определенным образом правильно ее оформлять одному или с детьми и взрослыми, так сказать, коллективно;
— постепенно исключать у детей формальный подход в изучении английского языка и активизировать взаимодействие друг с другом для достижения практического результата, при этом образно поместив их в ситуацию успеха;
— добровольно сблизить детей со своими родителями и сделать пап, мам, а также бабушек и дедушек активными участниками учебного процесса, чтобы в последующем сделать их как команду победителей;
— серьезно подходить к проведению различных конкурсных и итоговых программ, как индивидуальных, так и семейных, в различных ракурсах изучения английского языка, выделяя при этом практический аспект применения в среде социального обитания, как родителей, так и детей;
— ответственно исключать первые признаки появления фактов недовольства родителями результатом обучения английскому языку в школе, тем самым уйти от шаблонной фразы «Ничему не научили» и уверенно держать курс к утверждению «Я вижу, что мой ребенок получил знания, потому что я – свидетель и активный участник учебного процесса».
Теперь уроки в «Школе маленького учителя» проходят каждую субботу в кабинете английского языка № 38, начало в 11 часов 30 минут.
— В этот день могут приходить родители, да и время выбрано самое оптимальное для детской мозговой активности,- продолжает Наталья Чернова.- При обучении детей младшего школьного возраста английскому, да и любому другому иностранному языку преподавателю в обязательном порядке необходимо хорошо разбираться в психологии и философии, знать все социальные окружающие факторы и перспективы развития региона, и многое другое, все пригодится для того, чтобы дети вместе с родителями уловили общий фон речевого звучания.
Наталья Чернова может часами рассказывать о планах реализации своей идеи «Школы маленького учителя», первые практические ростки которой свой отсчет ведут из военных гарнизонов объединения ВВС и ПВО.
— Для любого военного гарнизона, как я поняла, всегда было есть и будет, присутствие там образованных людей, дающих знания другим,- уже с эмоциями начинает излагать учитель английского языка Наталья Чернова свои воспоминания.- Изначально я относилась к числу тех, кто берет знания, но постепенно, с переездами, когда багаж знаний начал пополняться, только тогда мне дали негласное право стать человеком, дающим знания другим людям. Не ошибусь, если отдельной строкой выделю детей военнослужащих, ведь именно они всегда стремятся к знаниям больше, чем дети из других семей, но это мои наблюдения, которые также частично подтверждаются и в школе № 68. И всегда, в каком военном городке приходилось нашей семье жить, жены офицеров, прапорщиков и контрактников вместе со своими детьми всегда принимали активное участие в изучении английского языка, но особенно русского языка и литературы. Условия иногда такие, что у жен военнослужащих только одна работа – воспитание детей, и другой работы там нет, очень трудно устроиться по специальности. Так что, образование, полученное в родной Шуе, пригодилось во благо Отечества. А чтобы как то обозначить сделанное, всегда необходимо проводить запоминающиеся подведения итогов.
И в канун Новогодних и рождественских праздников в «Школе маленького учителя» прошло итоговое занятие за первое полугодие. Оно имело соревновательный оттенок, где каждая семья это, прежде всего команда, и таких набралось девять из двенадцати. Немаловажное значение кроме разговорного жанра имели еще и артистические способности, а также костюмы собственноручного приготовления, не ушли незамеченными и импровизации, а даже те моменты, как родители и дети благодарят друг друга после исполнения своего номера.
Для выявления победителя необходимо было пройти номинации конкурсных программ, где жюри представляли сами родители детей. Порядок голосования также оригинальный – собственноручная запись на классной доске, где можно указывать только одного участника, кроме своей команды.
О том, что и дети, и родители готовились серьезно, показал первый конкурс из домашнего задания. Каждая команда, а это в основном были только дети со своими мамами и бабушками, на английском языке в разговорном диалоге между собой представляли свою команду. И когда необходимо было назвать победителя, то все восемь голосов получила команда «Зима красавица» Валерии Зайцевой.
Второй конкурс был посвящен фонетике английских букв, их звучанию, где в упорной борьбе, набрав четыре голоса из девяти, победила команда «Тигры» Кирилла Зайцева.
Но когда дети со своими мамами и бабушками стали придумывать различные истории о буквах и звуках из английского алфавита на английском языке, вот здесь и раскрылся настоящий творческий потенциал команд. По три голоса из девяти набрали «Аватар» Аркадия Санклера, «Лямда» Артема Скрипко и «Звездочка» Юлианы Раковской.
А в четвертом заключительном конкурсе страсти разгорелись нешуточные – ведь команды исполняли простенькие детские песенки на английском языке. И как в третьем конкурсе, также три команды набрали одинаковое количество голосов: «Снежный кот» Яны Рау, «Зима красавица» Валерии Лубской и песенка Арины Кондаковой с попугаем.
— После таких насыщенных конкурсных программ было уже не важно, какая команда станет победителем,- завершает наш рассказ Светлана Раковская,- и для нас, родителей, выбравших в качестве дополнительного обучения «Школу маленького учителя» Натальи Черновой важно совсем другое. А именно то, что все мы своим детям подарили первую в их жизни победу над языком страны с названием Англия. Вперед, Россия!
P.S. Таким образом в хабаровской школе № 68 получила реализацию, но уже в своем ракурсе, инновационная программа Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Премьер-министра Владимира Путина в изучении иностранных языков в общеобразовательных школах России. Да и Министр обороны Анатолий Сердюков не раз говорил о необходимости повышения уровня образования детей военнослужащих, как в военных гарнизонах, так и в подшефных школах. А вот для Министра образования и науки Андрея Фурсенко такие вспышки творческой активности среди учителей все равно что «бальзам на душу».
Сергей Роща
Эта запись была опубликована 27.12.2010в 11:10. В рубриках: Общество.
- Обзор газеты «Хабаровские вести» за 24 декабря
- План основных мероприятий, посвященных предстоящей 153-й годовщине Хабаровска, утвержден в администрации города.
- 24 предприятия потребительского рынка Хабаровска начали состязание в конкурсе на лучшее новогоднее и рождественское обслуживание.
- Более 3 тыс. жителей края получили компенсацию стоимости проезда к месту отдыха
- Обзор газеты «Хабаровские вести» за 22 декабря