— Есть ли будущее у современной авиации противовоздушной обороны?
Для того чтобы составить правильную «картину маслом» необходимо их писать одновременно две, на разных холстах, где один из них будет принадлежать кисти скептиков, а другой – оптимистам, тем людям, кто по настоящему дорожит профессией военного летчика, и неважно на чем летать, главное чтобы не на метле.
Ведь на Дальнем Востоке свой профессиональный праздник будут отмечать только люди, одержимые авиацией противовоздушной обороны, так как других здесь нет.
Итак, 22 января 2011 года – День авиации противовоздушной обороны!
Официальный отсчет со дня образования ведется с 22 января 1942 года, когда после бомбежек немцами Москвы появился отдельный род войск – авиация противовоздушной обороны.
В этот день по приказу Сталина был издан Указ Народного Комиссара Обороны о завершении формирования шестого истребительного корпуса авиации противовоздушной обороны, явившегося ее родоначальником.
Как итог, тогда же в авиации ПВО еще образовался новый род войск, и он получил название – истребительная авиация, которую по праву можно назвать одним из основных средств борьбы с воздушным противником.
Истребительная авиация к числу новых терминов не входит, так как изначальные упоминания о такой авиации относятся к Первой мировой войне.
Такой род войск также входит еще в состав, как Военно-воздушных сил, так и Военно-морского флота Вооруженных Сил Российской Федерации.
Поэтому День авиации ПВО не надо путать с Днем истребительной авиации Военно-воздушных сил, который ежегодно отмечается 25 марта.
То есть, в послевоенное время истребительная авиация была не только в ПВО, но и в ВВС и в ВМФ.
Но общей составляющей всегда оставались самолеты, известные в мире как истребители, и для каждого вида Вооруженных Сил со своими техническими модификациями. Например, если взять советский период, то в семействе «Сухого», для ВМФ — Су-33, палубный истребитель, а Су-27 как для ВВС, так и ПВО.
Так что же собой представляет авиация ПВО в классическом виде?
Авиация ПВО — один из основных и наиболее манёвренный род войск противовоздушной обороны, и включает в себя истребительную авиацию, а также специальную и транспортную. Назначение истребительной авиации состоит в уничтожении средств воздушного нападения, то есть самолётов, крылатых ракет и других летательных аппаратов противника, главным образом на дальних подступах к обороняемым объектам. Боевые задачи истребительная авиация ПВО всегда решала во взаимодействии с другими силами и средствами противовоздушной оборон, а также с истребительной авиацией Военно-воздушных сил и Военно-морского флота. Воинские части истребительной авиации всегда входили в состав соединений противовоздушной обороны. Специальная и транспортная авиация предназначены для обеспечения боевых действий истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск противовоздушной обороны.
До 1998 года авиация ПВО состояла из отдельных авиационных полков, оснащённых транспортными самолётами, самолётами специального назначения, вертолётами.
На протяжении многих лет авиация ПВО несколько раз передавалась из состава Войск ПВО страны Военно-воздушным силам и обратно.
В 1998 году, после объединения ВВС и Войск ПВО в единый вид, Военно-воздушные силы, авиация ПВО как род войск перестала существовать.
Но остались истребительные авиационные полки, которые продолжали решать задачи по противовоздушной обороне нашей страны.
Сегодня на Дальнем Востоке и в Забайкалье есть авиационные воинские части объединения ВВС и ПВО, которые для защиты дальних рубежей России и составляют единый воздушный кулак.
И среди них отдельным структурным направлением деятельности в зависимости от выполнения поставленных задач по предназначению выделяется и авиация ПВО.
При возникновении опасности основная нагрузка сразу же ложится на воинские части истребительной авиации, где экипажи дежурных смен несут круглосуточное боевое дежурство, а вспомогательная достается транспортникам, вертолетчикам и специальной авиации.
Истребительная авиация в противовоздушной обороне это тот род военной авиации, предназначенный для уничтожения в воздухе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов противника, может применяться также для поражения наземных и морских объектов и ведения воздушной разведки.
Специальная авиация осуществляет, например, постановку помех и борьбу с их постановщиками.
Для транспортной авиации определены вспомогательные функции, больше связанные с авиационными перевозками.
В современных условиях несения боевого дежурства, военный летчик, используя всю систему вооружения истребителя способен в кратчайшие сроки осуществить перехват воздушной цели нарушителя государственной границы.
Например, как это было 1 сентября 1983 года, когда был пресечен провокационный полет южно-корейского самолета «Боинг-747». Тогда задачу выполнил заместитель командира 777-го истребительного авиационного полка по летной подготовке подполковник Геннадий Осипович, за что был награжден орденом Красного Знамени. С тех пор в дальневосточные границы Российской Федерации никто не залетал, а значит, и боевого применения по нарушителям не было, но наши истребители круглосуточно находятся на боевом дежурстве с полным боевым комплектом авиационных средств поражения.
Под системой вооружения истребительной авиации понимается совокупность наземных и воздушных средств, объединенных в единый комплекс.
Структурная схема системы вооружения истребительной авиации имеет в своем составе истребитель, наземную систему управления и систему наземного обслуживания авиационной техники.
Истребитель, являясь носителем бортовой системы вооружения, имеет множество летных характеристик. Эти характеристики обеспечивают полную реализацию потенциальных боевых возможностей бортовой системы вооружения истребителя.
К сожалению, для дальневосточных скептиков, например, еще есть простор упражняться в различных умозаключениях дееспособности авиации ПВО по той причине, что все истребители МиГ-29, МиГ-31 и Су-27 Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа еще советского производства, и причислены к старому авиационному парку.
— Такие настроения не для настоящих военных летчиков, так как у нас нет никаких скептических настроений к летно-тактическим характеристикам наших истребителей,- говорит военный летчик старший лейтенант Александр Пепеляев.- Мой отец летал на Су-27, теперь вот я летаю на современном модернизированном истребителе Су-27СМ. Не поверите, но эти прекрасные ощущения преемственности поколений в истребительной авиации дано пережить не каждому. А будут новые самолеты, значит, будем и на них летать, переучимся, ведь нам не привыкать.
Так что ждать придется недолго, так как Военно-воздушные силы России до 2015 планируют сформировать до трех авиационных полков, оснащенных новыми многоцелевыми истребителями Су-35, сообщил официальный представитель Министерства обороны Российской Федерации подполковник Владимир Дрик.
Многоцелевой сверхманевренный Су-35 был создан с использованием технологий пятого поколения. Он обладает новым двигателем с изменяемым вектором тяги, повышенной мощностью и ресурсом.
Среди других характеристик Су-35 — совершенная информационно-управляющая система, РЛС с электронно-механическим сканированием, новое навигационное и радиосвязное оборудование, высокоэффективный комплекс радиоэлектронного противодействия, современные средства поражения.
Наличие бортовой кислорододобывающей станции и вспомогательной силовой установки значительно сокращает количество наземных средств аэродромного обеспечения.
Су-35 может обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 400 километров, сопровождать до 30 воздушных целей, а также одновременно вести обстрел до восьми воздушных и четырех наземных целей.
Для справки: 12 июля 2010 года авторитетный военный журнал «Jane’s Defense Weekly» опубликовал материал о состоянии и перспективах развития истребительной авиации ведущих авиационных держав мира, в том числе России. Что касается нашей страны, то «некогда могущественная военная промышленность России в течение нескольких лет сокращений и отсутствия последовательной промышленной политики переживает не лучшие времена. На протяжении 1990-х годов и в текущем десятилетии Россия продолжает модернизировать самолеты, созданных в 1970-1980 годах. Т-50, известный как Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – ПАК ФА, стал для России истребителем, который по отношению к другим выглядит самолетом XXI века. Однако требуемый объем, уровень инвестиций и зрелых технологий, необходимых для завершения разработки ПАК ФА, говорит о том, что его будущее неясно. Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», один из самых известных брендов в мировой авиации, в настоящее время возлагает все свои надежды на экспорт истребителей в Индию. Хотя «перестроенные» самолеты МиГ-29СМТ в последние годы были поставлены в Йемен, отказ ВВС Алжира принять истребители этой модификации поставил компанию в неловкое положение. «МиГ» успешно разработал новый вариант палубного боевого самолета МиГ-29К и поставит около 30 самолетов этого типа в ВМС Индии для оснащения авианосца INS Vikramaditya (бывший российский авианесущий крейсер «Адмирал флота Горшков»). Следует полагать, что положительный опыт программы МиГ-29К и долговременная история отношений ВВС Индии с корпорацией «МиГ» увеличат шансы МиГ-35 для победы в тендере MMRCA. МиГ-35 оснащен двигателями РД-33K и РЛС с активной ФАР «Жук-АЭ» разработки корпорации «Фазотрон». Самолет может быть оснащен интригующим набором российского и западного бортового оборудования, в том числе станцией помех Elettronica ELT/568 (V) 2 и оптико-локационной станцией ОЛС-УЭМ с ТВ, ИК и лазерным каналами. Самолеты «Сухой» в основном идут на экспорт. Последовательная модернизация базового самолета Су-27 Flanker привела к появлению Су-30МК. Этот самолет строится в двух разных версиях на заводах «Иркут» и КНААПО. Двухместный многоцелевой Су-30МК был продан в значительных количествах в Алжир, Китай, Индию, Индонезию, Малайзию, Венесуэлу и Вьетнам. 309 истребителей разных вариаций Су-30МК находятся в эксплуатации в 7 странах. Самолеты ранних моделей Су-27СК/УБК в количестве 198 машин были поставлены ВВС Китая, Индонезии и Вьетнама. Производство Су-30МК продолжается для ВВС Алжира, Вьетнама и Индии, которые заказали в общей сложности 178 самолетов. Индия выступает в качестве основного клиента Су-30МК и ведет лицензионное производство варианта Су-30МКИ на заводе корпорации HAL. В июне кабинет министров Индии одобрил дальнейшую закупку 42 самолетов Су-30MKИ, в результате чего общее количество в ВВС самолетов этого типа в 2018 году достигнет 272 единиц. В свое время Китай был основным клиентом Су-30, и хотя ВВС и ВМС НОАК закупили 100 самолетов Су-30МКК и Су-30МК2, в настоящее время интерес этой страны сместился в какие-то другие области. В качестве замены фронтового бомбардировщика Су-24 Fencer создан ударный самолет Су-34. В настоящее время этот самолет, на разработку которого было потрачено много времени, поступает на вооружение ВВС России в весьма скромных количествах. «Сухой» разработал модель Су-35С (ранее обозначался как Су-35БМ), чтобы преодолеть разрыв между выводом из эксплуатации стареющего парка истребителей завоевания превосходства в воздухе Су-27 и поступлением на вооружение самолетов нового поколения Т-50. Су-35С не следует путать с оснащенным передним горизонтальным оперением Су-35 разработки 90-х годов (проект Су-27М). Су-35 с мощной версией ТРДДФ АЛ-31Ф, известной как 117С. Самолет оснащен РЛС с пассивной ФАР «Ирбис-Э» разработки НИИП им. Тихомирова. Первый прототип Су-35С взлетел в феврале 2008 года и на сегодняшний день «Сухой» построил три прототипа, один из которых был потерян во время скоростных наземных рулежек. В августе 2009 года ВВС России заявили, что для оснащения трех авиаполков будут закуплены 48 самолетов Су-35. В конце прошлого года началось производство первого серийного Су-35С. Этот самолет будет важным шагом к переходу на T-50/ПАК ФА. Многие из бортовых систем Т-50 апробировались на Су-35С, в том числе двигатели 117С, которые установлены на первом летном прототипе истребителя нового поколения. Россия также стремится экспортировать Су-35С, считается, что есть несколько потенциальных клиентов. Ранее этот истребитель предлагался Китаю, но эта страна не проявила интереса к их закупке, с тех пор внимание перешло на Венесуэлу. Истребитель Т-50 был разработан в глубокой тайне, и его первое появление на публике состоялось во время первого полета в январе 2010 года. Как в любой новой истребительной программе существует огромный разрыв между тем, что должен представлять истребитель на момент достижения оперативной готовности по сравнению с прототипом, который имеется сейчас. Опыт также показывает, что путь из настоящего в будущее вряд ли будет гладким. Т-50 представляет собой сложную конструкцию с несколькими любопытными особенностями, в том числе к реализации стелс-технологий и достижению малой заметности. Когда на Т-50 будут установлены новая РЛС с АФАР разработки НИИП им. Тихомирова, новая система РЭБ, новые двигатели и вооружение, этот истребитель получит потенциал стать доминирующей системой воздушного боя. Авиакосмическая промышленность России теперь должна доказать, что может создать и производить весь пакет технологий, требуемый для этого истребителя».
Таким образом, в годы постсоветских лихолетий авиация ПВО сохранила не только свою боевую способность, умноженную на качественное несение боевого дежурства, но и достигла главного – укрепила человеческий кадровый потенциал, тот ресурс, который уже сегодня не поддается никаким колебаниям.
— В настоящее время авиация ПВО переживает омоложение специалистов не только технического и тылового обеспечения полетов, но и летного состава,- говорит начальник авиации объединения ВВС и ПВО полковник Александр Максимцев.- Наблюдается положительная тенденция в преемственности поколений, на слуху такие фамилии как Пепеляевы, Распоповы, Быкасовы и другие, не один год отдавшие службе защиты дальневосточного неба. В целом, по итогам 2010 учебного года авиация ПВО нашего объединения, где основу составляют истребители Су-27СМ, МиГ-29 и МиГ-31 хотя и не стала лучшей в Вооруженных Силах Российской Федерации, но ее специалисты доказали свою профессиональную пригодность на вверенном оборонительном воздушном рубеже на востоке Отечества.
Только в прошлом году военные летчики и специалисты технического и тылового обеспечения полетов приняли участие в крупномасштабном учении «Восток-2010» и совместном с Канадой и США антитеррористическом учении «Бдительный орел».
Сопровождение самолетов дальней авиации уже перестало быть «ноу-хау» в российской авиации и приобрело статус повседневных будней.
Также специалисты авиации противовоздушной обороны ежегодно принимают участие в мероприятиях на государственных полигонах с боевым применением авиационных средств поражения.
Еще выполняются полеты по проверке системы противовоздушной обороны и пунктов наведения авиации.
Не обходится и без полетов с фигурами высшего пилотажа и учебных воздушных боев.
Авиация ПВО проводит и совместные с МЧС разведывательные полеты по различной тематике: лесные пожары, поиски пропавших рыболовецких судов, доставка грузов и других спасательных мероприятиях.
— В сентябре — ноябре 2010 года авиация ПВО приняла пополнение из числа выпускников высших военных авиационных училищ,- продолжает полковник Александр Максимцев.- Среди них военные летчики и штурманы, а также специалисты технического и тылового обеспечения полетов.
Всего пятьдесят пять человек. Например, авиационную базу под Владивостоком пополнили молодые военные летчики братья близнецы Данил и Кирилл Быкасовы.
Они стали в один строй с такими двумя братьями близнецами, старожилами Эдгаром и Гунасом Браженисами, и еще с тремя братьями близнецами Артемом, Владимиром и Николаем Распоповыми. И свою «картину маслом» они не испортят.
Так что будущее, вопреки заявлению скептиков, у нашей авиации ПВО есть!
Сергей Роща
10 января 2010 года.
Эта запись была опубликована 11.01.2011в 08:48. В рубриках: Армия.