Есть множество профессий, о которых говорят, что они передаются из поколения в поколение, но только единицы из них удостоены называться «царскими».

В таком окружении профессия военного летчика-истребителя занимает лидирующее место.

И сегодня военный летчик достойно представляет авиационную династию: освоил 11 типов самолетов, в том числе и Су-30, имеет общий налет около трех тысяч часов, с 2005 года регулярно выполняет полеты в составе пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи».

Наш гость, заслуженный военный летчик Российской Федерации, военный летчик-снайпер, начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-лейтенант Сергей Дмитриевич Байнетов.

— Сергей Дмитриевич, здравствуйте! С Днем авиации противовоздушной обороны! Так почему же все-таки профессия военного летчика-истребителя с фамилией «Байнетов» приобретает царский окрас?

С.Д.: Здравствуйте, и спасибо за поздравление! Тут следует уточнить: с любой фамилией. А что касается такого термина, как «царский», то объяснение здесь простое: для примера возьмем династию Романовых, ведь у них профессия главы государства передавалась по наследству, да и в других странах примеров множество, в той же Франции или Англии. Кстати, там переход летной профессии из поколения в поколение получило название «королевский». Как итог, можно сказать, что и царский и королевский, значит избранный, то есть не всем доступный. Профессия военного летчика-истребителя относится в первую очередь для одержимых и смелых людей. Ведь не секрет, что профессии, как и люди имеют свое лицо, свой характер, свой престиж и свою мораль. Это указывает, в первую очередь, на взаимосвязь деловых и нравственных качеств, особенно в тех профессиях, которые требуют максимальной самоотдачи, которые немыслимы без высочайшей ответственности и гражданственности. Профессия военного летчика стоит в их ряду. Да, еще следует добавить один немаловажный, а может иногда и решающий фактор – здоровье!

— А как быть с фамилией «Байнетов»?

С.Д.: В таком вопросе главное соблюдать скромность. Моя фамилия мне досталась от отца, военного летчика, который до сих пор всю свою жизнь кладет на алтарь победы военной авиации. Сегодня полковник в отставке Байнетов Дмитрий Федорович, с 1980 года занимается своим любимым детищем – музеем авиации на территории бывшего военного авиационного училища. Он родился 3 февраля 1928 года и с мая 1952 года по февраль 1980 года проходил военную службу на различных инструкторских должностях в Черниговском высшем военном авиационном училище имени Ленинского комсомола. Занимался обучением курсантов профессии военного летчика. В конце 60-х годов была командировка во Въетнам. Для меня, как отец, так и дед, всегда есть пример верности избранной профессии, так что с учетом сложившейся авиационной династии можно сказать, что и «царской».

— Судя по тому, что родились 17 июля, почему не стали художником?

С.Д.: Я понял, куда крен. Да, действительно, я родился 17 июля 1955 года, и в этот же день, только много лет тому назад, родился великий русский художник Иван Константинович Айвазовский. Казалось бы, несовместимые два понятия, художник и летчик. Но ведь в годы Крымской войны Айвазовский был военным художником, писал ландшафты, что очень пригодилось для боевых действий. Если перевести на современную технологию, то Айвазовский там был настоящим «военным летчиком», потому что все делал точно, как будто велась фотосъемка с самолета. Что касается нашего времени, то каждый военный летчик мечтает быть таким же виртуозом, как военный художник Айвазовский.

— И когда же Сергей Байнетов в выбранной профессии решил стать «виртуозом Айвазовским»?

С.Д.: До этого еще надо было дожить. После окончания в 1972 году средней школы № 6 города Чернигова поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. После его окончания в 1976 году началась военная служба, где больше всех запомнился, конечно же, Дальний Восток. С ноября 1981 года по сентябрь 1985 года проходил военную службу под Владивостоком, в 22 гвардейском истребительном авиационном полку имени Владимира Ильича Ленина, военный аэродром «Центральная Угловая». День образования полка – 6 декабря 1918 года! Меня сразу же назначили на должность командира авиационного звена. Полеты выполнялись и над морскими просторами, вот тогда подсознательно и зародилась у меня мысль, чтобы в своем летном деле быть таким же виртуозом, как Айвазовский. Здесь же меня назначили на должность заместителя командира авиационной эскадрильи, присвоили воинское звание «майор». Потом была военная служба в других регионах России, а соответственно и рост по командирской карьерной лестнице. В 1989 году прошел обучение в Военно-воздушной академии имени Юрия Алексеевича Гагарина. По состоянию на 1 января 2011 года военную службу проходил в 14 военных авиационных гарнизонах.

— По Дальнему Востоку скучали?

С.Д.: После окончания в 2000 году Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации был назначен заместителем командира 8-го корпуса противовоздушной обороны в Комсомольск-на-Амуре, присвоили воинское «генерал-майор». А в 2001 году назначили заместителем командующего 11-ой армии ВВС и ПВО.

— Какие события из того пятилетнего дальневосточного периода запомнились, как говорят, навечно?

С.Д.: Конечно же, 21 января 2005 года. И не потому, что это день смерти вождя мирового пролетариата, Владимира Ильича Ленина, просто в этот день запланировали первые полеты современных модернизированных самолетов Су-27СМ на военном аэродроме «Дземги». Был сильный мороз.

— Получается, что с Владимиром Лениным есть постоянная связь…

С.Д.: Так точно! Но ближе к делу, в тот день был сильный мороз. Эти семь самолетов Су-27СМ с бортовыми номерами от 80 по 86, 23-й авиационный полк «Дземги», что символично, получил 23 декабря 2004 года. В тот день специалисты авиационного производственного объединения КнААПО делали все, чтобы полеты состоялись. И только под вечер удалось выполнить полет. Он оказался единственным в тот день. А уже через месяц на этих самолетах летали десять человек. Сегодня все военные летчики из авиационных частей объединения ВВС и ПВО летают на современных модернизированных самолетах Су-27СМ.

— Помню, тогда Вы спрашивали, какой самолет не осветил отец Георгий из хабаровского Спасо-преображенского кафедрального собора, и когда дождались ответа, то сказали, что «полетим с Богом»…

С.Д.: К вылету первыми были подготовлены два самолета с номерами 80 и 86, и я выбрал номер восемьдесят. Объяснение осталось навсегда внутри меня, но главное в том, что полет прошел нормально, и на военном аэродроме «Дземги» состоялся настоящий авиационный праздник. Тот день дал понять всему миру, что произошел качественный прорыв в авиации противовоздушной обороны.

— И после этого смелого полета генерал-майора Сергея Байнетова сразу же назначили начальником службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации?

С.Д.: Для меня в начале 2005 года звезды сошлись правильно…

— А чем любит заниматься Сергей Байнетов в свободное от военной службы время?

С.Д.: Начиная с апреля 2005 года о свободном времени пришлось забыть, много работы, постоянные командировки, включая и Дальний Восток. Приходиться не только проводить расследования, например, авиационных катастроф до установления истинных причин случившегося, в том числе и повлекших гибель людей. Но все, же больше времени, на основе анализа вышеизложенных случаев, приходится уделять профилактике и предупреждению происшествий и преступлений в воздушном пространстве.

— Есть ли будущее у авиации ПВО?

С.Д.: Какие могут быть сомнения! Сегодня военные летчики, а также специалисты технического и тылового обеспечения полетов ежедневно подтверждают свой профессионализм, так что авиация ПВО была, есть и будет!

От имени вверенного мне коллектива хочу поздравить всех военных летчиков, инженеров и техников дальневосточной авиации противовоздушной обороны с профессиональным праздником, и пожелать им крепкого здоровья, семейного благополучия, а главное — равенства между взлетами и посадками!

Сергей Роща

11 января 2011 года.

Эта запись была опубликована 11.01.2011в 08:50. В рубриках: Армия.


Другие новости