Дата | 07.02.2011 В рубриках: Армия

Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки обменялись ратификационными грамотами, свидетельствующими о вступлении в силу очередного российско-американского договора о сокращении наступательных вооружений.

В продолжение этой важной для сохранения всего человечества темы есть и своя камчатская история, которую делали и делают люди во славу Отечества — Российской Федерации, чей мирный ратный воинский труд, имеющий отношение к сокращаемым вооружениям, никогда не был направлен против человеческих жизней.

Свой юбилей, 55 лет со дня образования отметила камчатская эскадрилья Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа.

— Основой формирования нашей воинской части послужил офицерский, сержантский и рядовой состав, направленный от шестнадцати авиационных гарнизонов,- рассказывает командир воинской части «Снежная эскадрилья» подполковник Анатолий Кизьяков.- Сюда съезжались представители летных и инженерно-технических специальностей из воинских частей, базировавшихся в то время на дальневосточных военных аэродромах. Основу, конечно же, определили военные летчики «Большого аэродрома» из Хабаровска и «Центральной Угловой» из-под Владивостока. Их боевой опыт, накопленный в годы Великой Отечественной войны, многолетняя практика летной работы и эксплуатации авиационной техники и послужили основой боеспособности новой по своим задачам и предназначению авиационной воинской части.

Фундамент человеческого ресурса составили кавалеры орденов «Красного Знамени», «Красной Звезды», «Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени» и «Александра Невского». Сюда, на Камчатку также ехали и фронтовики, чьи заслуги в военное лихолетье были отмечены только медалями, такими как «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За оборону Ленинграда», «За победу над Японией» и многими другими наградами. Только этого простого перечисления достаточно для того, чтобы стало ясно, что коллектив воинской части составлялся из непосредственных носителей боевой славы тех воинских частей, под боевыми знаменами которых они отстояли честь и независимость нашего Отечества.

Эскадрилья – полк – эскадрилья: именно в таких штатных структурах выполняли, и по сей выполняют необычные задачи поколения военных летчиков и специалистов технического и тылового обеспечения полетов. Сначала как исследователи, потом в новом виде Вооруженных сил – Ракетных войсках стратегического назначения, а с 1 декабря 2010 года уже как боевая единица объединения ВВС и ПВО.

А начиналось все на Камчатке!

Через десять лет после окончания Второй мировой войны международная обстановка продиктовала свои правила, когда необходимо было укреплять оборонную мощь нашего государства.

В таких условиях в соответствии с требованиями директивы Генерального штаба Вооруженных сил Союза Советских социалистических республик от 31 октября 1955 года под руководством командования 29-ой воздушной армии Военно-воздушных сил Советского Союза было начато формирование 28-ой отдельной смешанной авиационной эскадрильи в составе 43-ей отдельной научно-испытательной станции. Она входила в новую структуру 5-го научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны, НИИП-5 МО СССР, с 1963 года – космодром «Байконур».

Уже к середине января 1956 года на временном месте базирования, военном аэродроме «Северные Коряки» Елизовского района Камчатской области было завершено формирование «Снежной эскадрильи», прежде всего требуемым по своим морально-деловым качествам личным составом, а также самолетами и вертолетами.

В эти дни, 15 января 1956 года приказом командующего 29-ой Воздушной армии был назначен первый командир отдельной воинской части кавалер двух орденов «Красного Знамени» и медали «За оборону Ленинграда» майор Буренков Николай Григорьевич.

Вскоре, 25 января 1956 года 28-ая отдельная смешанная авиационная эскадрилья в составе двух самолетов Ли-2, двух самолетов Ан-2 и шести самолетов Ми-4 была перебазирована на место постоянной дислокации военный аэродром «Ключи» Усть-Камчатского района Камчатской области и приступила к выполнению задач авиационного обеспечения по своему научно-исследовательскому предназначению.

В то время район дислокации новообразованной воинской части был малонаселенным и необжитым краем, без транспортных коммуникаций и энергетических запасов. Накануне здесь были развернуты подготовительные работы по созданию базовой структуры силами также только что образованной воинской части под командованием полковника Козлова Бориса Федоровича.

    Именно государственной важностью была продиктована необходимость заброски для постоянного базирования новых воинских частей самого молодого рода  войск в истории Вооруженных сил в столь отдаленную местность, где поставленные задачи невозможно было выполнять без авиационного обеспечения в данных условиях.

Не только международные, но и климатические условия диктовали свои требования первопроходцам Ракетных войск стратегического назначения на Камчатке, где уже создавался государственный полигон.

  Суровая снежная зима восемь месяцев в году, преимущественно ручной труд при возведении объектов военного городка, в том числе и жилья, способного хоть как-то укрыть людей от непогоды.

И люди самоотверженно работали, и летали!

Воздушная разведка и поисково-спасательные мероприятия, рекогносцировка на местности с воздуха и доставка грузов продовольственного, вещевого и медицинского назначения, перевозки личного состава и «санитарные рейсы» — вот неполный перечень летной деятельности «Снежной эскадрильи».

Для авиационных первопроходцев статистика выдала свой годовой показатель: в среднем восемь вылетов из десяти из-за опасного рельефа местности и постоянно меняющейся погоды выполнялись в сложных метеорологических условиях.

 На первых порах авиационное обеспечение строительства государственного полигона усложнялось, например, неподготовленными посадочными площадками и отсутствием надежных средств обеспечения полетов, что требовало от военных летчиков высочайшего напряжения сил и концентрации внимания.

Здесь, на камчатской земле получили свое продолжение мужество и самоотверженность поколения, взращенного в годы Второй мировой войны. Они и заложили высокое профессиональное мастерство, устремленность к небу и готовность отстоять Отечество, которые впоследствии стали лучшими традициями для будущих поколений авиационной воинской части «Снежная эскадрилья».

После проведенных подготовительных работ, строительства объектов и решения основных жилищных коммунальных проблем военные летчики, инженеры и техники «Снежной эскадрильи» вместе с военнослужащими других воинских частей, дислоцированных в Ключах, приступили к выполнению главной задачи в области ракетных технологий.

Первую баллистическую ракету, запущенную с другого государственного полигона Советского Союза «камчатский полигон» принял 22 августа 1957 года. Ею стала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Есть в этом удачном пуске межконтинентальной баллистической ракеты, поразившей условный объект на государственном полигоне и заслуга военных летчиков, инженеров и техников 28-ой отдельной смешанной авиационной эскадрильи.

Сегодня, по состоянию на 1 февраля 2011 года по условным объектам государственного полигона в Ключах было проведено более 2600 пусков ракет, от самых первых советских до современных, таких как «Тополь-М» и «Булава». Также на землю ключевского полигона в результате пусков упало более 5600 различных головных блоков.  

И Родина по достоинству оценила самоотверженный труд военных летчиков, инженеров и техников. Только за первые шесть лет со дня образования эскадрильи четыре офицера были награждены орденами «Красная Звезда» и «Трудового Красного Знамени», 78 человек удостоены медалей Советского Союза, а количество грамот и благодарностей не счесть.

Тогда же научно-исследовательский испытательный полигон НИИП-5, в состав, которого входила «Снежная эскадрилья» за достигнутые успехи в боевой подготовке и образцовое выполнение специальных работ Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1962 году был награжден орденом «Красной Звезды», а в 1965 году – орденом Ленина.

Этот период с 1959 по 1966 годы уже проходил под командованием опытного военного летчика первого класса, участника Великой Отечественной войны подполковника Уткина Михаила Дмитриевича.

«Снежная эскадрилья» в то время  состояла из трех звеньев. В первое из них входили 12 самолетов Ли-2, во второе – 9 самолетов Ан-2 и в третье – 8 вертолетов Ми-4 и два вертолета Ми-6.

Самым памятным днем в истории отдельной смешанной авиационной эскадрильи стал апрель 1969 года, когда было вручено Боевое знамя. Это подлинная святыня, символ неразрывного единения эскадрильи со всеми воинскими частями, чьи боевые знамена олицетворяют честь, славу и мощь Вооруженных сил.

А 25 августа 1969 года на базе 28-ой отдельной смешанной авиационной эскадрильи был сформирован 84-ый отдельный смешанный авиационный полк 5-го научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР.

В новую штатную должностную структуру трех авиационных эскадрилий и одной технико-эксплуатационной части теперь уже авиационного полка «Снежная эскадрилья» вошли силы и средства двух воинских частей.

Командиром авиационного полка был назначен командир 44-ой отдельной смешанной авиационной эскадрильи 50-ой ракетной армии, участник Великой Отечественной войны, военный летчик первого класса полковник Касаткин Леонид Васильевич.

Полковник Касаткин Л.В. к тому времени уже был награжден тремя орденами «Красного Знамени», двумя орденами «Красной Звезды», орденом Отечественной войны первой степени и 17 медалями СССР.

Через десять лет, 28 февраля 1979 года авиаполк «Снежная эскадрилья» впервые получил девять транспортных самолетов Ан-26, четырнадцать вертолетов Ми-8, а также еще добавились восемь транспортных самолетов Ан-2 и три вертолета Ми-6.

А 1 сентября 1985 года  в «Снежной эскадрильи» произошли изменения: авиационный парк не только пополнился тремя транспортными самолетами Ан-12, но и все вертолеты Ми-6 были отправлены в другие воинские части.

Три года подряд, с 1985 по 1987 годы авиационному полку вручалось переходящее Красное Знамя Военного Совета Ракетных войск стратегического назначения «Лучшей воинской части — победителю в социалистическом соревновании». В соответствии с Положением «О переходящем Красном Знамени» оно было оставлено здесь на вечное хранение.  

Тогда же, в 1987 года в авиационном полку впервые было освоено боевое применение вертолетов с использованием неуправляемых авиационных ракет и бомб.

В августе 1994 года из состава авиаполка в полном составе была исключена эскадрилья самолетов Ан-2. К тому времени полеты выполнялись на шести транспортных самолетах Ан-12, трех транспортных самолетах Ан-26 и девяти вертолетах Ми-8МТ.

Именно в 1994 году приказом Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения был установлен День образования воинской части – 25 января.

И в этот год командовать авиационным полком на Камчатке был назначен полковник Кизьяков Анатолий Иванович.

Начавшиеся преобразования в Российских Вооруженных силах не обошли стороной и авиационный полк «Снежная эскадрилья».

В соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 18 июня 2001 года 84-ый отдельный смешанный авиационный полк с 1 декабря 2001 года был переформирован в 329-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью.

С 21 июня 2003 года и по настоящее время «Снежной эскадрильей» командует подполковник Кизьяков Анатолий Анатольевич.

За 55 лет ратных армейских мирных будней общий налет авиации «Снежной эскадрильи» составил почти 250 тысяч часов, из них почти 100 тысяч только на боевую подготовку по совершенствованию профессионального мастерства.

Самолетами и вертолетами за эти годы перевезено почти 250 тысяч человек и более 100 тысяч тонн различных грузов. Авиация воинской части была причастна ко всем пускам баллистических ракет, которые выполнялись с других государственных полигонов в камчатском направлении.

С 1 июня 2010 года «Снежная эскадрилья» была передана из состава Ракетных войск стратегического назначения в Военно-воздушные силы России и в настоящее время входит в состав Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа.

В новых условиях объем задач по авиационному обеспечению жизнедеятельности воинских частей Восточного военного округа, возлагаемых на эскадрилью, не уменьшился, сегодня также летают самолеты Ан-12 и Ан-26, вертолеты Ми-8МТ.

Единственная в Росси отдельная эскадрилья с Боевым знаменем, авиационная воинская часть «Снежная эскадрилья», в основе создания которой заложены славные боевые традиции фронтовиков Второй мировой войны по прежнему подтверждает статус профессионального отношения к порученному делу в сложных метеорологических условиях Камчатского края.

Сергей РОЩА

Эта запись была опубликована 07.02.2011в 10:34. В рубриках: Армия.


Другие новости