Дата | 06.03.2011 В рубриках: Армия

На президентских торжественных мероприятиях в честь Дня защитников Отечества Восточный военный округ представляла делегация из четырех военнослужащих: лейтенанта Алексея Саморукова, майора Владимира Михайловского, генерал-майора Сергея Пушкина и полковника Александра Ульянова.

Именно его, военного летчика-снайпера полковника Александра Леонидовича Ульянова, начальника отдела боевой подготовки и боевого применения фронтовой и истребительной авиации Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа сослуживцы с уважением еще называют «орловским грачом».

От военных летчиков, специалистов технического и тылового обеспечения полетов, специалистов противовоздушной обороны Дальнего Востока и Забайкалья полковник Ульянов был избран делегатом в Москву за свой военный жизненный боевой опыт.

Подтверждением того на парадном кителе два ордена «Красной Звезды», орден Мужества и орден Звезды второй степени Демократической республики Афганистан.

И еще, он крайний командир знаменитого 18 гвардейского штурмового авиационного полка «Нормандия-Неман», а также, по определенным причинам, не любит фотографироваться в парадной военной форме одежды.

— Александр Леонидович здравствуйте! Примите теплые и дружеские поздравления, и не так с профессиональным праздником, как-никак, Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева увидели, что не каждому такой шанс выпадает, а только избранным.

А.Л.: Здравствуйте и спасибо за поздравление. А что касается московской поездки, то не только увидел но и услышал выступление Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации Дмитрия Медведева перед делегатами, прибывшими в столицу от всех военных округов и регионов России. Лично мне его слова придали оптимистическую уверенность в дальнейшем совершенствовании своего профессионального мастерства. Если быть кратким по существу события: торжественные мероприятия в честь Дня защитников Отечества проходили в Центральном Академическом театре Российской Армии. Даже беглым взглядом по внешнему и внутреннему облику ЦАТРА можно было сразу определить, что к этому празднику защитников России готовились основательно. Прежде всего, за счет наглядного отображения на стендах и плакатах явно ощущалось психологическое давление положительной такой направленности от разных исторических эпох и поколений государства Российского с переходом на советский период и современное время жизнедеятельности Вооруженных сил, других силовых структур. Что меня в этом контексте еще поразило: на первый план выходили не лозунги, как во времена той же перестройки, а лица людей, их взгляды, эмоции, и все это мы видели и ощущали от фотографий, как, будто люди вышли из своей исторической эпохи и оказались здесь, среди нас, в этом театре. После окончания официальной части вспышкам фотоаппаратов сопутствовали улыбки, общение и встречи с друзьями. В какой-то мере даже показалось, что каждый из нас, и я, в том числе почувствовали себя настоящими артистами, как никак, а дело было в театре.

— Наверное, все обсуждали речь Президента страны…

А.Л.: Да нет, конечно! Тогда бы все пошло по Шекспиру, помните его проникновенные слова о том, что «вся жизнь театр, а все мы в ней актеры». Здесь необходимо следовать такой науке, как военное искусство. Речь Дмитрия Медведева как Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации не что иное, как замысел на выполнение действий на определенный период, больше морального психологического вектора направленности. Нам же делегатам, находящимся на своих воинских должностях теперь необходимо на основе предложенного замысла выработать каждому свое решение, согласовать и утвердить у своего непосредственного командира, что и будет означать о принятии решения на основании предложенного замысла к практическому действию. Сложно для восприятия? Поясню проще: лично мне слова главы государства зашли в сердце. И если хоть раз кто-нибудь был в православном соборе, там каждому человеку дано право, постоять, молча и обо всем подумать, осмыслить, понять и не обязательно кричать во всеуслышание во славу Господа, или молиться до умопомрачения, или всем и всея ставить свечи. Это внутреннее дело каждого. Одно могу сказать, равнодушия к выступлению Дмитрия Медведева не было, так как в его арсенале словосочетаний полностью отсутствовали общепринятые стандартные фразы, а это и есть то главное, и не ошибусь, если скажу, что позволило зайти в сердце не только мне но и остальным делегатам. Хотя, в отдельных эпизодах на устах у делегатов все же был как квартирный вопрос, так и повышение денежного довольствия для военнослужащих.

— Теперь мне становится понятным, почему военного летчика сослуживцы называют «орловским грачем». Ведь в основе лежит умение правильно оценить обстановку и выработать единственное верное решение для выполнения действия. Как можете объяснить такое народное звание?

А.Л.: Говорите «орловский грач»? (смеется). Если честно, то никогда не придавал этому значение, да и слышал редко, так как подобные звания в основном исходят от мест проведения боевых действий за полезные действия. А птица грач, действительно очень умная, внимательная и наблюдательная, настоящий разведчик. Так что сейчас вместе и попытаемся разобраться, откуда все пошло и докажем эту теорему. Может и нескромно, но приглашаю заглянуть в мою биографию из личного дела офицера. Родился 12 мая 1962 года в селе Троицком Орловской области. Вот и первая часть доказана: орловский. Что касается «грача», то так в военной авиации называют самолет штурмовой авиации Су-25, то есть этот летательный аппарат похож на птицу грач. А еще его называют «летающим танком». На них я всю жизнь и выполняю полеты, в том числе были годы и в Афганистане, и в Таджикистане, и на Северном Кавказе. Думаю, что аксиомой все мои умозаключения назвать нельзя, а вот теорема «орловский грач» полностью доказана. И не мне соглашаться или отрекаться от такого словосочетания, так как не мной придумано, а если оно и появилось, то было за что. Как-никак, а была война…

— Как я понимаю, на официальной части президентского торжественного мероприятия внимательность и наблюдательность «орловского грача» не закончились. Итак, какие еще впечатления прибавились?

А.Л.: Фуршет в расчет можно не брать, так как это была завершающая стадия, прошедшая очень быстро. Бутерброды, чай, кофе и сахар по вкусу. Всех впечатлил концерт! Одно дело, когда смотришь по телевизору, и совсем другие, возвышенные эмоции при виде артистов наяву, в каких-нибудь двадцати метров, на театральной сцене. Конечно, расстроило то, что авиационная тематика присутствовала только в одном музыкальном произведении, как часть его. А ведь, сколько песен написано об авиации, в том числе и о военных летчиках! Что еще? За душу взяла песня в исполнении Николая Расторгуева. Если брать в целом, то со сцены звучали именно те песни, которые нравятся жителям нашей необъятной России, а это главное. Ведь все мы, делегаты того мероприятия, служим прежде всего в интересах народа.

— Так, когда же у Александра Ульянова появилась в жизни цель служить в интересах своего народа, да еще и военным летчиком?

А.Л.: Третий класс в сельской школе, а непосредственной причиной стала почта, «Посылторг», по ней тогда начал выписывать авиационные модели. На всей территории Советского Союза уверенной поступью шагал 1972-й год. После окончания восьмого класса поступил учиться в Орловский машиностроительный техникум, а в 1981 году у меня появился диплом и первая профессия: техник-механик машин и оборудования стекольно-ситалловой промышленности. Мечты о небе не покидали меня, и как только прошел медицинскую комиссию, сразу же подал документы в военный комиссариат и поступил в Харьковское высшее военное командное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца. В учебе сложностей не было, успешно выполнял полеты на Л-39 и МиГ-21.

— А где «грачи»?

А.Л.: После окончания в 1985 году военного училища молодым лейтенантом с молодой восемнадцатилетней женой прибыл служить на Дальний Восток в Приморский край, военный аэродром «Черниговка». Там как раз с 1 сентября началось формирование новой авиационной воинской части: 187-го штурмового авиационного полка специально для убытия в Афганистан. Вот тогда и был дан старт процессу освоения штурмовика Су-25. Для меня Афганистан прошел с 1987 по 1988 годы, как раз в завершающую стадию пребывания там наших войск. Выполнялись полеты прикрытия своих войск с воздуха и работа по земле на уничтожение живой силы противника, а также и разведывательные полеты с боевым применением авиационных средств поражения, так называемая разведка боем с воздуха. На счету 342 боевых вылета, а также государственные награды: два ордена «Красной Звезды». В феврале 1988 года еще наградили орденом Звезды второй степени от руководства Демократической республики Афганистан. После Афганистана вернулись на родной аэродром базирования, в Черниговку. В 1993 году из Черниговки убыл служить в Краснодарский край, потом был Таганрог, опять Краснодарский край, стал командиром эскадрильи, окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина и был назначен командиром знаменитого авиационного полка «Нормандия-Неман», военный аэродром «Галенки» под Уссурийском.

— Но ведь есть, же еще орден Мужества?

А.Л.: Орденом Мужества наградили за участие в антитеррористических операциях на Северном Кавказе. Были еще и командировки в Таджикистан, но уже без участия в боевых действиях. В основном выполнялись полеты по плану боевой подготовки и боевое дежурство.

— Так сколько же Александр Ульянов налетал на грачах по состоянию на день сегодняшний?

А.Л.: В летной книжке записано, что общий налет с учетом военного училища составляет 1850 часов, а вот на Су-25 выглядит внушительно — 1700 часов. Когда стал командиром авиаполка «Нормандия-Неман» вылетов стало меньше.

— И какова сегодня судьба авиаполка «Нормандия-Неман» в России? Насколько известно, во Франции родственный авиаполк не так давно был преобразован в эскадрилью.

А.Л.: С 1 декабря 2009 года авиаполк «Нормандия-Неман» прекратил свое существование, так как вместе с 187-м штурмовым авиаполком вошел в состав сформированной авиационной базы «Нормандия-Неман» на военном аэродроме «Черниговка». Так что в России традиции сохранены, и в скором будущем начнется создание Музея боевой славы в Черниговке. А моим очередным местом службы стал Хабаровск, управление авиации объединения ВВС и ПВО. Здесь меня назначили на должность начальника отдела боевой подготовки и боевого применения фронтовой и истребительной авиации.

— И по уже привычной траектории захода на посадку в город Хабаровск, как и для многих военных летчиков, пополнили ряды нуждающихся в квартире?

 А.Л.: Да, так оно и есть, в очереди далеко от желаемого результата. Пока служебных квартир нет, то приходится снимать квартиру за пятнадцать тысяч рублей в месяц. Кроме меня доход в семейный бюджет вносит еще жена учителем русского языка и литературы в школе «Алые паруса», да и старшая дочь совмещает учебу и работу. Младшая приносит в дом пока только стипендию, она учится на первом курсе в Академии экономики и права. Во всех пяти авиационных гарнизонах, где приходилось служить, всегда были обеспечены служебной квартирой. Для моего поколения большой город это проблема, ведь свою квартиру в пожизненное использование я смогу получить, в лучшем случае, когда буду уволен с военной службы, а это может произойти в 2012 году. Так как полковнику разрешено служить до пятидесяти лет, то 12 мая 2012 году мне исполнится пятьдесят лет, и я буду уволен с военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации с квартирой. Для нынешнего молодого поколения военных летчиков все значительно проще. Ведь если бы такая система в обеспечении жильем была и для нас с лейтенантских лет, то мне и моей семье, приехав год назад в Хабаровск, или другой город государство сразу бы купило квартиру, например по той же ипотеке. А так будем ждать, когда стукнет полтинник. Может, со служебной квартирой повезет, тогда из семейного бюджета не будут уходить пятнадцать тысяч рублей, которые государство компенсирует всего лишь незначительной частью денежных средств. Для всех условия в жилищном законодательстве равны, что прапорщику с продовольственного склада, что военному летчику с орденами. Здесь обид нет никаких, ведь с курсантских лет приучили стойко переносить все тяготы и лишения военной службы. Да и семье не привыкать. И я не виноват, например, в том, что мне повезло принять участие в боевых действиях, а другим не повезло, так как вся их военная служба прошла в мирных буднях. Каждому свое: у одних ордена и год как в очереди на квартиру после тридцати календарных лет выслуги в пяти авиационных гарнизонах, а другим квартира после двадцати лет нахождения в очереди благодаря военной службе в одном месте, Хабаровске. Главное, чтобы законодательство Российской Федерации не нарушалось, как в известной поговорке «закон что дышло, куда повернул то и вышло».

— И, подводя итог беседы, какая польза для военного летчика Александра Ульянова от того, что удалось побывать в составе делегации на президентских торжественных мероприятиях в честь Дня защитников Отечества?

А.Л.: Если говорить о хлебе насущном, то это, конечно же, окончательная уверенность в том, что и для моей семьи будет своя настоящая квартира. Президент сказал!  

Интервью записал Сергей РОЩА

«Суворовский натиск»

Эта запись была опубликована 06.03.2011в 16:25. В рубриках: Армия.


Другие новости