— Я не пойму, о чем мы говорим,- это любимое выражение главного штурмана Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа полковника Василия Петрович Перебоева,- и что от меня надо, скажите конкретно.

Петрович говорит по телефону с офицером авиационной воинской части, всегда внимательно выслушивает собеседника, потом начинает обдумывать, и когда из разговора нет конкретных предложений, подкрепленных аргументами и фактами, так сказать, штурманскими расчетами, все слышат уже привычные и только эти слова: «Я не пойму, о чем мы говорим».

У Василия Петровича терпения хватает. Поэтому все знают, что можно и пересдать зачет. Но если он, к примеру, после десятого разу запишет кого-то в тупые сословия, то это ненадолго, а на всю жизнь.

— Василий Петрович, примите искренние поздравления с Днем авиационной штурманской службы в России.

В.П. Спасибо за поздравление! Как-никак, а 95 лет прошло с тех пор. В годы Первой мировой войны Начальник штаба Верховного главнокомандующего М.В. Алексеев издал приказ от 24 марта 1916 года № 325 о создании Центральной аэронавигационной станции. А праздничным для нас, авиационных штурманов, этот день 24 марта стал почти одиннадцать лет назад. Тогда, 2 августа 2000 года вышел в свет приказ главнокомандующего Военно-воздушными силами России № 370. Если посмотреть в историю, то штурманскому делу в России начали обучать еще в Петровские времена в начале XVIII века, и это происходило в созданной Школе математических и навигационных наук. Однако в те далекие годы и не помышляли о том, что через двести лет специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы. 

— А через триста лет будут проводить расчеты воздушных парадов. Так была ли возможность провести в небе над Хабаровском воздушный парад в честь 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9 мая 2010 года?

В.П. Я не пойму, о чем мы говорим.

Тогда вопрос поставим таким образом. Почему в Хабаровске в День Победы не было воздушного парада?

В.П. Вот теперь конкретный вопрос, требующий правдивого ответа (смеется). Да, 9 мая 2010 года в 17 часов 00 минут начался парад войск Хабаровского гарнизона, подготовкой и проведением которого занимались в управлении тогда Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Изначально в программу проведения этого мероприятия воздушный парад не включили.

— А теперь давайте представим, что воздушный парад включили в программу проведения парада войск Хабаровского гарнизона. Что может сказать по этому поводу главный штурман дальневосточной военной авиации?

В.П. Скажу сразу, что те жалобы от владельцев индивидуальных транспортных средств, которые они постоянно выдвигают в адрес руководства по организации парада в честь Дня Победы с описанием всех неудобств в связи с перекрытием проезда по центральным улицам ни в какое сравнение не идет с тем, что ожидало бы авиационных пассажиров с 16 часов 00 минут до 19 часов 00 минут 9 мая 2010 года. Для примера, только в районе Хабаровского международного аэропорта, а также Комсомольска-на-Амуре и Приморья пришлось бы переносить или сдвигать 63 международных и 15 внутренних авиационных рейсов. А если учесть, что необходимо было провести еще как минимум три тренировки, то умножьте все на три, и с учетом, что в каждом самолете в среднем 100 пассажиров, то  к полученному числу добавьте еще два ноля. Такое количество людей были бы вынуждены ощутить неудобства. Впечатляет? Хотя это не японское цунами…

— Спасибо Василий Петрович, впечатляет. Так что же дальше?

В.П. А дальше надо работать. Что касается демонстрационных полетов, то опыт их организации, подготовки и проведения уже есть. Во-первых, это 13 августа 2006 года, когда была 65-я годовщина со дня образования Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. Тогда у нас здесь, на Большом Аэродроме выступали военные летчики пилотажной группы «Русские Витязи», из подмосковной Кубинки. Во-вторых, это 30 мая 2008 года, когда в честь 150-летия города Хабаровска свое мастерство в районе набережной над Амуром демонстрировали военные летчики пилотажной группы «Соколы России», из Липецка. Если «Русские Витязи» взлетали с военного аэродрома «Переяславка», и возвращались туда же, то «Соколы России» для взлета и посадки использовали хабаровский военный аэродром «Большой». Да, кстати, и те и другие летали на наших самолетах, тяжелых истребителях Су-27, которые перегоняли в Хабаровск и Переяславку с военного аэродрома из-под Владивостока. Что касается взлета и посадки на воздушном параде 9 мая 2010 года, то задействованы были бы военные аэродромы «Дземги» и «Хурба» города Комсомольска-на-Амуре, а также «Гаровка» и «Большой».

— И что необходимо будет сделать штурманской службе объединения ВВС и ПВО во главе с главным штурманом полковником Василием Перебоевым, чтобы воздушный парад состоялся?

В.П. Знать руководящие документы. А если конкретно, то все делать так, как написано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1084 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». Крайние изменения туда были внесены 14 декабря 2006 года. Для тех, кто является пользователем глобальной информационной сети «Интернет», труда не составит открыть этот документ и прочитать, в этом нет никакого секрета. Особенно прошу обратить на Приложение № 5 «Правила разработки и установления временных, местных и кратковременных ограничений использования воздушного пространства Российской Федерации». А для тех, кто не имеет такой возможности, то отмечу главные условия. Вначале скажу, что все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование. К основным пользователям отнесем международные и внутренние гражданские авиационные рейсы, военную авиацию и малую авиацию Российского оборонного спортивного технического общества (РОСТО). Так вот, при возникновении потребностей в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями в одном районе устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах путем введения временных, местных режимов или кратковременных ограничений. Для проведения воздушного парада над Хабаровском достаточно кратковременного ограничения на срок до трех часов. При этом вводится полное запрещение использования воздушного пространства для всех пользователей за исключением участников воздушного парада. Чтобы такое разрешение получить, необходимо не позднее, чем за семь суток до начала действия режима направить заявку в государственный центр единой системы организации воздушного движения (ГЦ ЕС ОрВД), в Москве. Также провести согласование с органами исполнительной власти и местного самоуправления, ведь полеты будут проводиться над населенными пунктами. В итоге, это означает, что будет введен полный запрет на взлет и посадку на всех хабаровских аэродромах, за исключением «Дземги» и «Хурба» в Комсомольске-на-Амуре, «Гаровка» — для подъема вертолетов и «Большой» — для транспортной авиации.

— И на какой же высоте пройдет воздушный парад?

В.П. Для вертолетов установлена высота полета по маршруту на месте показа от 50 до 100 метров, а для самолетов от 200 до 600 метров. Выше поднимать нет смысла, смотреть будет не на что.

— А какую авиацию увидели бы зрители над Хабаровском?

В.П. Мы работаем в реальном времени, так что будем говорить, что увидят. Начнем с истребительной авиации – по звену, то есть, по четыре самолета Су-27СМ и МиГ-31, из бомбардировщиков – Су-24, а из штурмовиков, то Су-25. Неплохо будут смотреться транспортные самолеты Ан-12 и Ан-26, а также вертолеты Ми-8, Ми-24, можно еще и Ми-26, большой транспортный, он у нас один. Итого как минимум, 28 летательных аппаратов.

— Военные летчики соседнего Китая летают на Су-30, самолетах Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения. А есть ли у нас они на вооружении и возможность участия наших военных летчиков на Су-30?

В.П. В число тех военных летчиков, кто перегоняли в Китай Су-30 входят генерал-лейтенант Сергей Байнетов, полковники Александр Сивогривов, Андрей Душеба и другие. Не мне решать по поводу участия этих самолетов, так как на вооружении у нас их нет. Но не в этом дело, для нашей службы не важно, какая авиационная техника будет участвовать в воздушном параде, пусть хоть баба Яга на своей метле, и ей мы штурманский безопасный маршрут проложим, даже запасной аэродром определим.  

— Как долго длился бы хабаровский воздушный парад?

В.П. Один час уйдет на то, чтобы взлететь в Комсомольске-на-Амуре, провести построение, и долететь до Хабаровска. Потом двадцать минут на сам пролет над центральной площадью и возврат обратно, в город юности. Недолго, но мороки много.

— А есть в Хабаровске объекты, над которыми летать нельзя?

В.П. По маршруту движения это мост через Амур, и разрешение для пролета над ним дают в Министерстве обороны Российской Федерации.

— Кто будет заниматься безопасностью полетов?

В.П. В нашем объединении есть служба безопасности полетов. Хочу успокоить жителей города Хабаровска, что при проведении воздушного парада фигуры высшего пилотажа не выполняются, только обычный полет по маршруту на малой высоте. В наши дни во всех авиационных воинских частях полеты проводятся пять дней в неделю. И такой элемент, как проход в составе звена над взлетной посадочной полосой на малой высоте военные летчики выполняют по три раза за один только вылет, а у них за одну летную смену, а это восемь часов, всегда не меньше трех вылетов, по одному часу каждый.

— Молодым военным летчикам будет предоставлена возможность участия в таком воздушном параде?

В.П. Есть такие, и среди них три брата близнецы Артем, Владимир и Николай Распоповы, Александр Пепеляев, Денис Яровой, Евгений Коляко, Евгений Молчанов, Максим Криштоп и другие. Молодежь уже теснит опытных летчиков и это радует.

— Как считаете, кому же все-таки этот воздушный парад понравится больше всего?

В.П. Конечно же, детям! Только для них, в первую очередь, и есть смысл организовывать воздушные парады и демонстрационные полеты, например, пилотажных групп. Необходимо не только говорить о профессии военного летчика, но и приглашать школьников на полеты в авиационные воинские части. Ведь это тоже пропаганда здорового образа жизни. Только тогда у нас военная авиация получит дальнейшее развитие.

— Так, когда главный штурман дальневосточной военной авиации Василий Перебоев со своими подчиненными займется расчетами хоть какого-нибудь авиационного шоу и порадует детей?

В.П. А мы уже занимаемся! 11 августа 2011 года исполнится 70 лет со дня образования одиннадцатой армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. Сегодня уже нет такого наименования: 1 декабря 2009 года это объединение стало называться Третьим командованием ВВС и ПВО, а с 1 декабря 2010 года оно вошло в состав Восточного военного округа, но Боевое знамя 11-ой армии есть. Пока мы разрабатываем предложения для проведения воздушного авиационного праздника над Большим аэродромом города Хабаровска. Вчера отправили приглашения и в адрес пилотажных групп Военно-воздушных сил России, а кто будут участвовать: «Русские Витязи», «Соколы России» или «Стрижи», для штурманской службы значения не имеет, пусть хоть все прилетают, для всех проложим безопасный маршрут. Еще раньше, во Владивостоке: 21 мая 2011 года исполнится сто лет, как поднялся первый самолет в дальневосточное небо. Мы и там готовы отработать безопасно, но от городских властей портового города пока никаких заявок не поступало, там больше в почете корабли, а самолеты, судя по отдельным жалобам, только нарушают их покой. Хотя и в Хабаровске, и в Комсомольске-на-Амуре самолетов летает не меньше, но никто не жалуется.     

— Василий Петрович, было бы интересно посмотреть несостоявшийся воздушный парад 9 мая 2010 года, и те перспективные проекты авиационных праздников в дальневосточном небе, о которых рассказали?

— Я не пойму, о чем мы говорим (смеется). Конечно, да! А в завершении нашей беседы хочу поздравить всех авиационных штурманов с этим праздником и пожелать крепкого здоровья, долгих лет жизни, а главное: сохранить преданность и веру избранной профессии с гордым названием – авиационный штурман! С праздником!

23 марта 2011 года.   

Сергей Роща

Эта запись была опубликована 23.03.2011в 10:12. В рубриках: Армия.


Другие новости