Российское правительство после десятилетия экспериментов над дорожно-строительной отраслью вернулось к старой практике введения специальных дорожных фондов. Эта идея, пролоббированная министерством транспорта РФ, заключается в воссоздании в регионах территориальных, а в рамках страны — федерального дорожных фондов (ФДФ).

Они существовали в России в 1991-2001 годах и финансировались за счет прямого поступления в них сборов от акцизов на бензин, налогов на приобретение автомобилей, налога на автодороги и.д. При этом региональные власти контролировали свои территориальные фонды. Правда, в 2001 году вся эта система стала мишенью для критики Минфина, которого не устроила схема поступления средств, минуя федеральный бюджет. Затем фонды были упразднены, а финансирование дорожного строительства стало идти из бюджета.

Однако в итоге состояние дорожно-транспортной системы в России не улучшилось, а ухудшилось. Если в 90-х годах в стране в среднем в год строилось до 5-6 тысяч километров новых дорог, то в 2000-х годах эти показатели упали в 2-2,5 раза. Соответственно, если в 2000 году общий объем финансирования дорожного хозяйства в РФ составлял около 648 миллиардов рублей, то в 2003-2005 годах он сократился до 350 миллиардов рублей. В 2007-2009 годах усилиями Минтранса и региональных властей объемы финансирования удалось нарастить до примерно 500 миллиардов рублей в год (без учета Москвы и Петербурга). Общая протяженность региональных и местных автодорог возросла на 8,8%. Однако доля финансирования автомобильных дорог в ВВП по-прежнему была невелика – всего 1,2-1,3% против 3,3-4,2% в развитых европейских странах. В результате за последние 10 лет протяженность федеральных автотрасс в России практически не выросла, а 60 процентов из них не соответствуют техническим требованиям.

В этом году в России заработает Федеральный дорожный фонд, а с 2012 года – территориальные фонды. Сейчас в каждом регионе РФ готовятся законопроекты Уже в 2011 году объем ФДФ, по оценкам Минтранса, составит 377 миллиардов рублей, в 2012 году – 348 миллиардов, а в 2013 году – 408 миллиардов рублей. В региональных фондах к 2013 году будет аккумулировано до 387 миллиардов рублей. Это означает, что Москва доверит регионам самостоятельно определять свою политику в дорожно-транспортной сфере.

 

Эта запись была опубликована 28.04.2011в 08:31. В рубриках: Общество.


Другие новости