8 сентября значительное число юристов России отметило знаменательное событие – 210-летие со дня образования Министерства юстиции Российской Федерации. Вся история Министерства неразрывно связана с развитием правовых институтов нашего государства. За чуть более двухвековую историю своего существования Министерство юстиции пережило различные этапы, менялись функции и полномочия ведомства, неизменным оставалось одно – на всех ступенях развития Минюст выполнял свое главное предназначение – способствовал формированию и упрочению в России основ правового государства, стоял на защите прав и интересов граждан. Современное Министерство – это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, обладающий широким спектром полномочий. О том, по каким же вопросам сегодня можно обратиться в территориальный орган Министерства юстиции, а также о достигнутых результатах деятельности поговорим с начальником Главного управления Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Константином Анатольевичем Трошиным.

— Константин Анатольевич, за столь длительную историю существования Минюста России кардинально ли менялись его полномочия?

— Да, изменения были существенными. Первоначально, с момента создания Министерства юстиции, как самостоятельного ведомства (08 сентября 1802 г.), на него были возложены функции подготовки актов законодательного характера, управления деятельностью судов и прокуратуры. Министерство занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой, напрямую руководило деятельностью прокуратуры.  Позже из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции передано Главное тюремное управление. Значительный вклад внесён ведомством в систематизацию и кодификацию российского законодательства. В 1936 году в отдельное ведомство выделена прокуратура, однако Министерство по-прежнему руководит судами, на него возложено также руководство организацией и деятельностью нотариальных органов и адвокатуры. С 1951 года в систему юстиции были включены судебно-экспертные учреждения. За время существования менялись полномочия, Министерство прошло через ряд реорганизаций, а в 1963 году вообще было упразднено, однако с 1970 года воссоздано вновь. Значительные изменения статуса и значимости органы юстиции претерпели в 1990-2000 годах. На сегодняшний день на  Министерство юстиции  и его территориальные органы возложены такие  государственные задачи, как обеспечение единства правового пространства на всей территории России, регистрация некоммерческих организаций и контроль их деятельности, контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата, органов записи актов гражданского состояния, оказание международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, проставление апостиля, а также координация деятельности подведомственных федеральных служб: Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний.

— А в этом году происходили ли какие-то принципиально новые изменения в законодательстве, затрагивающие сферу деятельности органов юстиции?

— Самое значительное изменение коснулось вопроса регистрации политических партий — 04 апреля 2012 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О политических партиях» Федеральным законом                 от 02.04.2012 №28-ФЗ. Указанным законом упрощена процедура создания политической партии, а именно: минимальная численность членов политической партии снижена с 40 000 до 500 человек.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «О политических партиях»,  начали работать и результаты уже видны.

Приведу данные статистики.

До соответствующих изменений на территории Российской Федерации действовало 7 политических партий, в частности: Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,  политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», политическая партия «Либерально-демократическая партия России», политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ», Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО», из которых 4 представлены в Государственной Думе Российской Федерации.

После вступления в силу изменений Минюст России уведомили о создании организационных комитетов 196 политических партий, из которых по состоянию на 30.08.2012  прошли государственную регистрацию 30 политических партий.

Таким образом, в настоящий момент на территории Российской Федерации действует 37 политических партий.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

В связи чем, вновь созданные политические партии начали работу по регистрации своих региональных отделений в субъектах Российской Федерации.

С июля по август текущего года Главным управлением на территории Хабаровского края зарегистрировано 15 региональных отделений политических партий. Таким образом, по состоянию на 30.08.2012 в Хабаровском крае действует 22 структурных подразделения политических партий.

Так, в текущем году на территории Хабаровского края зарегистрированы вновь созданные отделения следующих политических партий: Республиканская партия России, Демократическая партия России, Альянс Зеленых – Народная партия, Союз Горожан, Народная партия России, Партия Социальных Сетей, Социал-демократическая партия России, Коммунистическая партия социальной справедливости, Города России, Партия свободных граждан, Российская экологическая партия «Зеленые», КОММУНИСТЫ РОССИИ, УМНАЯ РОССИЯ, «Гражданская Сила», «Российский общенародный союз».

В связи с предстоящими дополнительными выборами в Законодательную Думу Хабаровского края, которые пройдут 14 октября текущего года, Главным управлением на официальном Интернет-сайте и в газете «Приамурские ведомости» размещен список политических партий и региональных отделений политических партий, имеющих право принимать в них участие.

— А каким образом Главное управление участвует в обеспечении единства правового пространства России? Насколько это направление важно для жителей Хабаровского края?

— И Минюст России, и его органы в субъектах Российской Федерации находятся на страже того, чтобы законы и иные акты принимались и исполнялись в интересах граждан, не нарушали их прав, гарантированных Конституцией. В этих целях осуществляется проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В случае выявления территориальными органами Минюста России, в том числе Главным управлением, в региональных нормативных правовых актах и в их проектах нарушений федерального законодательства, принимаются меры по оперативному информированию государственных органов власти субъектов Российской Федерации; им направляются экспертные заключения в целях рассмотрения и устранения нарушений законодательства.

Главное управление ежемесячно проводит мониторинг принятия региональных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека, целью которого является своевременное выявление актов, положения которых могут привести к нарушению, ограничению прав граждан.

Систематически проводятся мониторинги нормативного регулирования в отдельных сферах общественных отношений: социальной сфере, государственной гражданской службы, в сфере здравоохранения,  реализации прав ветеранов и иных.

С целью противодействия коррупции на региональном уровне Главное управление осуществляет проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов таких актов.

— В последнее время много внимания уделяется правовому просвещению населения, развитию механизмов бесплатной юридической помощи. А что делает Главное управление в данном направлении? 

—  Главным управлением в 2011-2012 годах уделено значительное внимание формированию системы оказания юридической помощи гражданам Хабаровского края и Еврейской автономной области бесплатно.

С этой целью 14.02.2011 заключено трехстороннее соглашение с Адвокатской и Нотариальной палатами Еврейской автономной области о дополнительных формах квалифицированной юридической помощи и правовом просвещении граждан, согласно которому создан Центр правовой помощи населению на базе Нотариальной палаты Еврейской автономной области, где юридическую помощь оказывают нотариусы, адвокаты, а также государственные служащие Главного управления.

В соответствии с соглашениями Главного управления с Адвокатской и Нотариальной палатами Хабаровского края о дополнительных формах квалифицированной юридической помощи и правовом просвещении граждан при Главном управлении в установленные дни на безвозмездной основе осуществляется прием граждан адвокатами и нотариусами г. Хабаровска. График приема размещен на сайте Главного управления по адресу:  http: //to27.minjust.ru.

В первом полугодии текущего года Главное управление приняло активное участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти Хабаровского края и Еврейской автономной области в сфере обеспечения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно, в том числе были разработаны предложения по подготовке нормативных правовых актов Хабаровского края, реализующих положения Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которые учтены при подготовке проекта закона Хабаровского края, внесение которого в Законодательную Думу Хабаровского края к принятию в первом чтении запланировано в сентябре 2012 года. В Еврейской автономной области также при участии Главного управления разработан проект Закона области «Об организации бесплатной юридической помощи гражданам в ЕАО». 27.06.2012 закон принят Законодательным Собранием области.

Кроме того, с целью повышения правовой грамотности населения в первом полугодии текущего года Главным управлением распространено среди граждан и организаций более 10 тысяч экземпляров информационных брошюр по правовой тематике, разработанных Минюстом России.  Также Главное управление разрабатывает и распространяет информационные буклеты по вопросам, касающимся реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

— В наши дни всё активнее развивается процесс укрепления международных связей как на государственном, так и на других уровнях. Следствием этого является совершенствование деятельности органов государственной власти по обеспечению прав личности и соблюдению общепризнанных стандартов прав человека. Задействовано ли Министерство юстиции, и конкретно Главное управление в данной сфере?

— Разумеется. Одним из полномочий органов юстиции является исполнение международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из многосторонних соглашений и двусторонних договоров с иностранными государствами-партнерами. Так, в рамках выполнения данных обязательств Министерство, и непосредственно Главное управление, осуществляют истребование с территории иностранных государств документов о регистрации актов гражданского состояния (свидетельства, справки о рождении, заключении, расторжении брака и др.), справок о трудовом стаже, образовании; оказывают содействие судам Российской Федерации и гражданам в передаче на территорию иностранных государств ходатайств о признании и принудительном исполнении решений российских судов на территории иностранных государств (по делам о взыскании алиментов, имущенных спорах и др.). По данной категории вопросов граждане могут обращаться непосредственно в Главное управление, в том числе получить консультации по телефону: 41-87-04, а также в ходе личного приема специалистами соответствующего отдела без предварительной записи.

Также одним из направлений деятельности органов юстиции является проставление апостиля на документах, подлежащих вывозу за границу. Согласно общепризнанным нормам международного права документы, составленные в пределах юрисдикции одного государства, принимаются на территории другого государства только при условии их соответствующего удостоверения в установленном порядке. В настоящее время наиболее широкое распространение получили два способа такого удостоверения – консульская легализация и проставление апостиля. Апостиль является специальным штампом, который проставляется на официальных документах и нотариально заверенных копиях документов и не требует дальнейшего заверения или легализации. Он удостоверяет подлинность подписи лица, подписавшего документ, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, — подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Получить ответы на вопросы о том, на каких же конкретно документах проставляется апостиль Главным управлением, о порядке представления данной государственной услуги можно по телефону 41-87-49.

— И в заключение что бы Вы хотели пожелать своим коллегам?

— Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить всех коллег-работников органов юстиции с этой знаменательной датой и пожелать дальнейших успехов в профессиональной деятельности, благополучия, неиссякаемой энергии в реализации любых планов, плодотворной работы на благо граждан!

 

Об этом NewsKhab.ru сообщили в пресс-службе Главного управления Минюста России по Хабаровскому краю и ЕАО.

Эта запись была опубликована 07.09.2012в 17:54. В рубриках: Общество.


Другие новости