Из новостей от средств массовой информации мы знаем, что России, и особенно нашему региону, конкретно Хабаровскому краю нужны инженеры в разных направлениях производственной деятельности.

Мы, юные корреспонденты школьной газеты «Школьная правда» обратились к учителю технологии Роще Сергею Алексеевичу с вопросами о том, как в условиях современной школы обучающимся детям сформировать инженерную мысль, сделать первые шаги к профессии инженер, и какую роль в этом процессе играет школьный предмет технология.

Любовь Жукова. Здравствуйте Сергей Алексеевич, давайте начнём о роли предмета технологии в учебном процессе.

Сергей Роща. Здравствуйте Любовь, спасибо за приглашение. Немного истории. Во времена СССР был такой предмет труд, потом в новые российские времена появилось другое название «Технология: трудовое обучение». Основное назначение учебной программы было направлено на подготовку учеников в профессиональные училища к получению рабочей профессии токаря, фрезеровщика, слесаря, столяра и так далее. Через десятилетие на учебнике технологии вместо трудового обучения появилась надпись «Технология: технический труд». А это значит, что школа приступила к подготовке учеников в техникумы к получению профессии мастеров производственной деятельности, тех специалистов среднего специального уровня, которые непосредственно руководят работой токарей, столяров, электрогазосварщиков и так далее, но подчиняются инженерам, специалистам с высшим образованием. Сегодня мы уже непосредственно наблюдаем учебник по технологии для пятого класса в системе Федерального Государственного образовательного стандарта «Технология: индустриальные технологии». И основная задача школьного учебного процесса по технологии меняется в стратегическом плане, начинается конкретная подготовка к выбору профессии инженера, а это высшее образование. Таким образом, все пятиклассники находятся в равных условиях, но кто из них будет инженером, кто достигнет уровня мастера производства, а кто пополнит ряды рабочего класса, будет зависеть, как от учителей школы, так и от каждого обучающегося в отдельности, и их родителей. Главное, не ошибиться в выборе профессии, а в этом и должен помочь предмет технология. Такова моя роль, как учителя технологии.

Любовь Жукова. И что же это такое технология?

Сергей Роща. Всё просто. Технология – это наука о мастерстве. Происходит от двух греческих слов техно, что означает мастерство, умение, и логос – наука, учение. Более полное и понятное определение звучит так: совокупность способов преобразования материалов, объектов, энергии, информации для создания изделий, удовлетворяющих потребностям людей. Одним словом, надо преобразовать материал, чтобы создать изделие, например брусок из древесины в шкатулку. Преобразовать, чтобы создать, но это половина дела, так сказать рыночное предложение. Необходимо учитывать ещё и рыночный спрос, то есть, то изделие, которое мы сделаем должно заинтересовать людей. И когда изделие купят, значит, изделие, например шкатулка, пользуется спросом, удовлетворяет потребностям людей. Обучающиеся дети должны уяснить простую формулу успеха, где взаимодействуют такие понятия и термины, как производственный процесс, в основе которого технологический процесс с конкретизацией через технологическую карту создания изделия и операционную карту организации деятельности на отдельно взятом рабочем месте, например, работа на токарном станке.

Любовь Жукова. И с чего вы предлагаете начинать?

Сергей Роща. Создать правила игры. Обучающиеся дети должны понимать цели и задачи учебного процесса. Также цели и задачи, как свои лично, так и как гражданина Российской Федерации. Очень важно довести до них критерии оценивания их обучения, порядок получения оценок за урок, четверть, учебный год. Этот процесс включает пять основных показателей, каждый по одному баллу.

Во-первых, это технологическая дисциплина. Создание безопасных условий на уроке, ведь в школьной мастерской не только ручные инструменты, но и станки, и различное оборудование. Охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность. Здесь учитывается посещение уроков, где право для получения оценки даст посещение 50% и более уроков. Также поведение на уроке. Актуально знать наизусть пункт 4 статьи 43 обязанностей обучающегося Закона об образовании в Российской Федерации, который гласит: уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. Сначала ученик получает этическое замечание, потом нравственное замечание, а потом в ракурсе правового поля нарушителю порядка доводится этот пункт № 4. Если за четверть таких предупредительных выстрелов наберётся три, то один балл, по технологической дисциплине обучающийся в зачёт по итогам четверти не получит. При наличии таковых за год пяти, в характеристике незамедлительно появится строка: склонен к созданию провокационных ситуаций.

Любовь Жукова. А откуда эти замечания: этическое, нравственное, правовое?

Сергей Роща. В Законе об образовании в Российской Федерации есть пункт 2 статьи 48 обязанностей педагогического работника: соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Вот я и предлагаю такой вариант. Ну не матом же ругаться. Надо бороться с хаосом, так называемым «детским терроризмом» на уроках. У Фридриха Ницше есть такая фраза: «Надо долго, долго носить в себе хаос, чтобы потом родить танцующую звезду». России хаос не нужен, и это должны понимать школьники. Далее, во-вторых, технологическая теория, устный ответ. Будущий инженер должен уметь говорить, при этом правильно использовать технические термины. Это называется развитием речевых способностей. Ученики получают тексты, чтобы их выучить наизусть, как стихотворение. Например, пиление – это процесс обработки древесины резанием, при котором разрушаются связи между частицами древесины по строго задуманному направлению, с помощью ручных инструментов и специального оборудования, с целью создания изделий нужной формы, размеров, с требуемой шероховатостью. Для них разработан порядок устного ответа: дать определение – указать виды пиления – назвать инструменты для пиления – показать устройство столярной ножовки – выполнить практический показ. Также можно составить устный ответ и для строгания, и для сверления, и для точения и так далее. В самом определении необходимо указать на смысловые направления, их четыре, и не забыть указать ключевые слова, в нашем случае это резать, разрушать, помогать и цель. Без ошибок ответил, или с небольшими ошибками, и получи свой балл. Главное, не получить двойку.

Любовь Жукова. И уже есть результаты?

Сергей Роща. Да, есть. По технологической дисциплине пока никто не выпал из обоймы. На уроках тишина. Что касается устного ответа, то вторая неделя каждой четверти – это неделя формирования речевых способностей будущего инженера. Например, в 5-А классе только три человека получили отличную оценку из 17 мальчиков, а это 18%. Столько же и двоек, они не получили свой балл. В 5-Б классе ситуация лучше, двоек нет, а отличных результатов 6 из 13, то есть 46%. Что касается 5-В класса, то здесь без двоек, показатель отличников 5 из 13 мальчиков, 38%. Лучше дела обстоят в 5-Г классе, здесь отличный показатель составляет 57%, 8 из 14 мальчиков, двоек нет. Есть двойки в 5-Д классе, их две, процент отличников 24%, 4 из 17 мальчиков. Что касается шестых классов, то в 6-А классе четыре отличника и две двойки, в 6-Б классе отличников 2 человека, двоек нет, как нет отличников, так нет и двоек. По три двойки и пятёрки в 6-Г классе. Есть двойки и в седьмых классах, из них половина в 7-Г классе, четыре, а это тревожная статистика. У восьмых классов, а их от А до Д, проблем нет. Опрос показал, что 58% мальчиков по итогам экзаменов за 9 класс стремятся попасть в 10 класс, а это путь к высшему образованию, в том числе и к профессии инженера.

Любовь Жукова. Набрали два зачётных балла, а где остальные?

Сергей Роща. В третьих, технологическая теория, письменный ответ. На третьей неделе каждой четверти необходимо ответить письменно на 10 вопросов, при этом один балл получат те, кто ответит правильно, то есть, напишет, а не угадает, минимум на восемь вопросов. Всё это называется формированием инженерной мысли на бумаге. Здесь межпредметная связь русский язык, можно на английском, или любом другом иностранном языке. В четвёртых, технологическая практика. Четвёртый балл, и только при наличии рабочей формы одежды: халат, головной убор, защитные очки, ученики будут допущены к выполнению практических заданий по технологической карте, например, изготовление шкатулки на токарных станках СТД-120М и ТВ-6, куда входят и подготовительные работы разметки, пиления, строгания, сверления и так далее. На этом этапе, все остальные уроки, мальчики осваивают рабочие профессии. Именно на этом этапе и формируются основные знания, умения, навыки и компетенции, ученики сами определяют важность других предметов обучения, а это черчение, математика, физика, химия, биология и так далее, в зависимости от первых шагов выбора будущей профессии. И в завершение, в пятых, один балл за тетрадь с записями уроков, домашних заданий, сообщений. Здесь формируется умение работать с технической литературой. Таким образом, сдал пять направлений, и получил свою пятёрочку. Скажу сразу, пока всё это создаётся с учётом школьных возможностей, в процессе разработки методом проб и ошибок.

Любовь Жукова. Сергей Алексеевич, спасибо за интересную беседу, и надеемся на продолжение нашей беседы.

21 ноября 2015 года.

Любовь Жукова, 7-А класс МБОУ СОШ № 68

Эта запись была опубликована 22.11.2015в 21:55. В рубриках: Общество.


Другие новости