Неразвитость дорожной сети в России и невысокие объемы строительства новых автодорог являются следствием серьезного недофинансирования этой отрасли со стороны государства. Такое мнение высказал заслуженный строитель России, президент некоммерческого партнерства дорожных проектных организаций «Родос» Олег Скворцов. Как пишет издание «Независимая газета», по данным эксперта, за последние 10 лет расходы на дорожную отрасль в России снизились с 3% ВВП в год до 0,75% ВВП. Кроме того, за этот же период цены на основные материалы выросли в 4-5 раз. В итоге сейчас в стране ежегодно строится лишь 2-3 тысячи километров дорог с твердым покрытием, тогда как в конце 90-х годов прошлого века этот показатель находился в коридоре 6,5-7,5 тысяч километров.

Такое падение объемов строительства, а также ремонта дорог произошло также и из-за упраздения к 2001 году территориальных и федерального дорожных фондов, которые позволяли собирать средства на прямое финансирование этой деятельности. Несмотря на низкие темпы развития дорожной сети, усредненная стоимость 1 километра дороги с твердым покрытием в России не выше, чем в странах Европы и США. По мнению Олега Скворцова, проводить прямые страновые сравнения не всегда можно, поскольку надо сравнивать однотипные дороги, построенные по одним и тем же стандартам и в схожих условиях. Кроме того, играет свою роль и фактор почв, ландшафта, наличия мостов, инженерных сооружений, а также правила составления смет на стройку.

— На Западе в отличие от нашей страны в стоимость автомобильной дороги не включаются затраты на выкуп земель и освоение территории строительства.  Расходы на выкуп земель в разных странах достигают от 5 до 20, 30 и даже 40% от сметы дорожного строительства, — говорит Скворцов. По его информации, эти расходы в западных странах не всегда включаются в смету строительства именно дороги. С ним согласны эксперты Минтранса, по данным которых усредненная стоимость километра дороги с твердым покрытием в России в переводе на рубли составляет 41 миллион рублей, тогда как в Германии — 123, а во Франции — свыше 100 миллионов рублей. Правда, в Китае в среднем стоимость строительства дорог ниже.

В настоящее время Росавтодор строит ровно столько, сколько позволяет финансирование, однако уже во втором десятилетии XXI века государственный подход к дорожному строительству серьезно изменится. Всего правительство планирует до 2020 года создать в стране около 18 тысяч километров новых дорог, затратив на это до 8,4 триллионов рублей. При этом большая часть дорог будет строится по контрактам «жизненного цикла», которые позволяют подрядчиков прямо заинтересовать в качественном строительстве  — деньги за дорогу им будут платиться порционно в течение 10-15 лет, и все это время они должны будут также поддерживать дорогу в приемлемом состоянии. Средства на такое строительство правительство планирует взять из вновь воссозданных дорожных фондов, которые будут действовать как на федеральном, так и региональном уровнях.

Эта запись была опубликована 15.12.2011в 11:09. В рубриках: Общество.


Другие новости