Актуальным для России остается вопрос о выработке и претворении в жизнь эффективной антикоррупционной стратегии, включающей в себя, помимо средств уголовной репрессии, комплекс мер по предупреждению коррупции.

Для современного российского общества характерно устойчивое мнение, что коррупция во всех ее проявлениях неистребима, и тот факт, что коррупция является одной из ключевых проблем современной России, признается на самом высшем уровне. Однако, как правило, имеют в виду деловую коррупцию. Ей посвящено подавляющее большинство как исследований, так и мер по противодействию коррупции (пока, к сожалению, разрозненных и неэффективных). Об этом NewsKhab.ru сообщили в пресс-службе УТ МВД России по ДФО.

Понятие «бытовая коррупция» впервые введено Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 гг., утвержденным Президентом Российской Федерации, и определено им как «коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются наиболее часто». Представляется, что данное определение не в полной мере отражает сущность указанного явления, что не позволяет выработать единый подход к его пониманию и принятию соответствующих конкретных мер предупреждения.

Бытовая коррупция изучается пока слабо. Время от времени она становится объектом поверхностного интереса в опросах социологических агентств. Более глубоко она изучена в количественных социологических исследованиях Фонда ИНДЕМ. Однако всестороннее понимание возможно только при условии привлечения широкого круга методов на основе междисциплинарного подхода.

Между тем бытовая коррупция ежегодно изымает из карманов простых граждан не менее 3 миллиардов долларов. Она разрушает моральные устои общества, отчуждает общество от власти, делегитимизируя последнюю в общественном мнении. Собственная коррупционная практика граждан создает атмосферу терпимости по отношению к коррупции, снижает требовательность общества к власти в отношении противодействия коррупции в целом.

Многим привычна бытовая коррупция. Мы привыкли к тому, что коррупция охватывает всю жизнь человека. Взятки платят в роддоме, врачам и нянечкам, потом в загсе — для ускорения процедуры постановки штампа о гражданстве в свидетельство о рождении. А заканчивает человек свой коррупционный путь на кладбище, когда за него снова платят родные — за место, если такового не имеется, за то, чтобы в срок вырыли могилу. А в промежутке простой человек платит за поступление в вуз, за возможность «откосить» от армии, за очередь на жилье, за получение водительских прав…

Но, по мнению Г. Сатарова, президента фонда ИНДЕМ, за коррупцию мы платим постоянно и не давая взяток. Мы платим за нее, когда покупаем молоко, одежду, лекарства; когда покупаем жилье, телевизор или машину. Дело в том, что для предпринимателей, как производящих нужные нам вещи, так и продающих их в магазинах, взятки — один из видов издержек, как плата за электроэнергию или аренду помещения. Любые издержки компенсируются ими за наш счет, прежде всего — с помощью повышения цен на товары и услуги. По грубым подсчетам экспертов, не менее пятой части цены — это дополнительная стоимость взяток и затрат на преодоление административных барьеров, которая накапливается в цене конечного продукта на всех этапах его производства.

Теории, трактующие коррупцию как социальное явление, а также разнообразные практические наблюдения, недвусмысленно указывают: одним из ключевых институциональных условий, способствующих коррупции и ее росту, являются бюрократические барьеры. Они воздвигаются там, где граждане взаимодействуют с властью, обращаясь к ней за теми или иными услугами или решая проблемы, порождаемые действиями власти с помощью самой власти (например, оплата штрафов).

Так, выступая на коллегии Федерального казначейства в феврале 2011 г. вице-премьер, министр финансов РФ А. Кудрин высказал мнение, что коррупция и бюрократия мешают практическому применению российского законодательства и ведут к сбоям в системе государственного управления. «Позиция, по которой мы отстаем от других стран — это эффективность, эффективность работы институтов, институтов государственной власти, рыночных институтов». По его словам, в результате подобных недостатков системы наблюдаются «проблемы с практикой применения законодательства», что не позволяет доводить эффективность принятых решений до самой системы, не позволяет до конца довести сигналы. «Мешает бюрократия, мешает коррупция», — подчеркнул А. Кудрин.

Бюрократические барьеры образуют порочный круг, который состоит в том, что сложность бюрократических процедур порождает рост числа бюрократов, опережающий рост расходов государства на их содержание. Низкое содержание становится одной из причин роста коррупции, которое обеспечивается водружением новых бюрократических барьеров. Разорвать этот порочный круг возможно только резко упростив бюрократические процедуры, убрать заведомо лишние функции и задачи, что позволит далее сократить штат «служителей при барьерах». Одновременно необходимо менять сами процедуры взаимодействия граждан и должностных лиц, оставляя личный контакт только там, где это необходимо. Все это возможно только при условии всестороннего изучения бюрократических барьеров.

Ведь бытовая взятка это — не роскошь, а вынужденная экономия времени, сил и нервов. Люди, в том числе — и среднего достатка, платят буквально за все, чтобы не проходить различные бюрократические процедуры, не стоять в очередях в государственных учреждениях, не ждать решения вопроса неделями или месяцами. Попытка решить эту проблему есть — например, принцип «одного окна». Но и этот весьма прогрессивный механизм пока далек от совершенства. Достаточно зайти в любую контору, например Росрегистрации, и можно увидеть не только многочасовые очереди к «единому окну», но и шустрых «маклеров», предлагающих за определенную мзду ускорить процесс.

Невозможно бытовую коррупцию победить без победы над системной и политической коррупцией. Дело в том, что бытовая коррупция, которая на самом деле обоснована и является причиной невыполнения государством своих социальных обязательств, она уже выстроена под другую систему – это система идеологии.

Главный вывод, который мы должны сделать, таков: антикоррупционная политика не может сводиться к примитивному набору мер, каждая из которых направлена на свой вид коррупции. Противодействие коррупции — это сложная, разветвленная многосвязная система, которая, к тому же, должна постоянно анализироваться и подправляться по ходу реализации антикоррупционной политики.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что антикоррупционная политика органов государственной власти субъектов РФ должна включать следующие необходимые компоненты:

1. В организационно-административной сфере:

— глубокая диагностика коррупционной ситуации в регионах;

— определение основного субъекта антикоррупционной политики, возможно — органа власти (по аналогии с антитеррористической и антинаркоти­ческой), отвечающего за ее реализацию;

— разработка стратегии антикоррупционной политики в регионах;

— разработка и реализация конкретных планов и программ;

— внедрение системы мониторинга коррупционной ситуации, результаты которой должны влиять на постоянную корректировку планов, программ и, не исключено — стратегии, а также аудита выполнения планов и программ;

— реализация антикоррупционных образовательных программ (и включение в программы курсов тематических блоков, касающихся правоприменительной практики действующего законодательства о противодействии коррупции) на курсах повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих и должностных лиц;

— в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» все должностные инструкции государственных и муниципальных служащих и должностных лиц, в разделе «Должностные обязанности» должны быть дополнены пунктом об уведомлении работодателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2. В сфере нормативного регулирования:

— разработка законодательных и организационных предложений по резкому снижению административных барьеров и повышению эффективности процедур оказания услуг от имени государства, содержащих должностные усмотрения;

— повышение уровня ответственности государственных и муниципальных служащих и должностных лиц за решения проблем граждан, постепенное исключение из практики взаимодействий граждан с органами власти и управления случаев, когда проблемы гражданам создаются самими этими органами;

— уменьшение числа функций государственных и муниципальных органов и учреждений по регулированию тех или иных сфер деятельности с постепенной передачей их организациям частного бизнеса и ассоциациям граждан;

— разработка норм законов, инструкций, положений и других нормативно-правовых актов, определяющих взаимодействие граждан с органами власти и управления, на основе глубоких исследований и с участием активных граждан и представителей их ассоциаций;

— создание правовой базы для регулярных выборочных сравнительных проверок реальной стоимости имущества должностных лиц и их легальных доходов и расходов;

— исключение из практики взаимодействий граждан с органами власти и управления случаев, когда проблемы гражданам создаются самими этими ор­ганами;

— повышение престижа государственной и муниципальной службы; су­щественное увеличение денежного содержания муниципальных служащих и должностных лиц с предоставлением гарантированного социального пакета;

— максимальное исключение личного общения чиновников и граждан, постепенно вводя электронные формы документов и современные информа­ционные технологии;

— обмен информацией с правоохранительными органами по проверке лиц, претендующих на поступление на государственную и муниципальную службу, на их причастность к противоправной деятельности;

— организация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов;

— включение представителей гражданского общества в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, привлечение их к участию в работе межведомственных органов, закрепление их права на осуществление независимой экспертизы нормативно-правовых актов на предмет коррупциногенности, обеспечение их реального участия в заседаниях представительных органов при принятии правовых актов.

3. В информационно-пропагандистской сфере:

— для исключения формально-юридической зашоренности граждан необходимо разработать рекомендации по способам некоррупционного эффективного поведения граждан при столкновениях с властью в условиях нынешнего масштаба бюрократических барьеров;

— разработка рекомендаций органам власти по нормативному регулированию и административно-функциональному обеспечению взаимодействия граждан и должностных лиц;

— в помещениях органов местного самоуправления подготовить стенды, содержащие информацию как о работе данного органа (учреждения), так и о способах некоррупционного поведения, со списком организаций (адреса и телефоны), куда можно обратиться в случае возникновения коррупционной ситуации;

— проведение пропагандистских мероприятий по распространению и информационному внедрению результатов противодействия бытовой коррупции (газетные и журнальные публикации, презентации и пресс-конференции);

— создание на сайтах законодательных, представительных и исполнительных органов рубрики «Антикоррупционная деятельность», куда граждане могут обратиться с заявлением, а также проведение трансляции сессий и заседаний в режиме реального времени (для каждого желающего увидеть процесс обсуждения и принятия решений);

— создание условий общественного контроля (мониторинга) деятельности структур власти по предотвращению коррупции;

— установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Хотелось бы отметить, что в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа ведется непрерывная работа по противодействию коррупции, в том числе и так называемой «бытовой». Так, 28 февраля 2011 г. было проведено очередное заседание президиума Совета по противодействию коррупции при полномочном представителе Президента РФ в ДФО.

Основные вопросы, рассматриваемые на заседании касались исполнения органами государственной власти регионов национальной стратегии и национального плана противодействия коррупции.

В рамках реализации федерального законодательства по противодействию коррупции во всех регионах Дальнего Востока приняты законы о профилактике и предупреждении коррупции, которые определяют основные направления региональной антикоррупционной политики. Во всех субъектах созданы и функционируют соответствующие структуры по противодействию коррупции. Совместно с органами прокуратуры и юстиции проводится большая правотворческая работа в антикоррупционной сфере.

Создаются условия для информационной открытости органов государственной власти, в том числе для обращений граждан по вопросам имевших место коррупционных проявлений с использованием компьютерных технологий, «телефонов доверия» и «горячих линий». В антикоррупционную деятельность активно вовлекаются институты гражданского общества и средства массовой информации.

Проводится работа по внедрению подсистем электронного правительства на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, созданию многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг.

На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия), Камчатском и Приморском краях, Амурской области функционируют многофункциональные центры для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, и ведется работа по созданию таких центров в других регионах.

Можно сделать вывод, что уровень коррупции будет меньше, если будет расти качество государственного управления. И, в заключении, хотелось бы привести слова заместителя генерального директора Transparency International Ю. Нисневича: «власть не может справляться с ростом коррупции, если в этом процессе не будет участвовать гражданское общество. Пока общество не подключится, пока власть будет стерилизована от общества, никакие слова и лозунги эту проблему не решат».

Начальник Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте полковник полиции                                                        Андрей Аркадьевич Гулин

Эта запись была опубликована 01.03.2012в 16:33. В рубриках: Общество.


Другие новости